Возмущенные водители немедленно завалили городские власти и канцелярию мэра столицы Юрия Лужкова жалобами. И, как ни странно, поводом для возмущения была не сама эвакуация, а то, как она проводится. Цены повергали в шок: транспортировка авто до спецстоянки - 1800 рублей, каждый час пребывания на ней - 53 рубля. Да плюс штраф за неправильную парковку. Поиск эвакуированной машины настолько запутали, что водителям порой приходилось тратить по нескольку суток.
Когда шла показательная эвакуация личного транспорта со Смоленской площади (там даже повесили специальный знак с изображением монстра с клешнями, который должен хватать машину), я взял интервью у известного автозащитника, адвоката Леонида ОЛЬШАНСКОГО:
- Полное безобразие и нарушение прав человека. 10 лет депутаты Государственной Думы готовили Административный кодекс. И такой драконовский метод, как принудительная эвакуация неправильно припаркованных авто, был исключен из закона. Эвакуировать можно только за грубейшее нарушение правил дорожного движения, если оно привело к аварии или если водитель оказался пьян. Вы даже не представляете, сколько было трагедий, инфарктов, когда пожилой человек не обнаруживал своей машины, отлучившись от нее, допустим, в аптеку за лекарством. А были и такие случаи, когда автомобиль увозили вместе с находящейся в салоне собакой, кошкой. Я уже не говорю, что первая мысль у водителя, который не увидел своей машины на месте, только одна: украли! А посчитайте, сколько сотрудников ГИБДД отвлекается для проведения эвакуации. Но ведь их главная задача - организовывать движение.
Ольшанский тогда предположил, что эта устрашающая акция будет отменена, и оказался прав. Зимой эвакуаторы как метлой смело со столичных улиц. Это Юрий Лужков стукнул кулаком по столу и своим распоряжением запретил произвол. Запрет, предупредил мэр Москвы, будет действовать до тех пор, пока столичные власти не выработают новые правила перемещения машин. Они должны не бить так сильно по карману автовладельцев, но приучать их правильно парковаться. Мэр даже определил срок для подготовки новых правил - неделя.
Наконец, ответственный за подготовку новых правил первый заместитель мэра Петр Аксенов высказал свое видение решения проблемы. Из его выступлений журналисты узнали, что эвакуаторы и штрафстоянки передадут от частников комплексу городского хозяйства, чтобы было легче контролировать их работу. Была идея снабдить технику для вывоза машин на спецстоянки навигаторами. Тогда по компьютеру можно будет точно узнать, куда передвигается эвакуатор, собирает он машины там, где это необходимо, или "делает план" на благополучных улицах и во дворах. Решено своевременно оповещать водителя о месте эвакуации. В общем, речь шла о том, чтобы удаление автомобилей, которые мешают нормально ездить по городу, находилось в так называемом правовом поле.
В общем, рано или поздно эвакуаторы появятся на улицах. Первый заместитель руководителя департамента транспорта и связи столицы Сергей Николаев сообщил, что уже готовятся документы, на основе которых будет создана новая муниципальная служба. В ее задачи войдет транспортировка, хранение и выдача задержанных и неправильно запаркованных транспортных средств. С. Николаев сказал также, что закуплено 59 эвакуаторов и планируется приобрести еще 49 таких машин. Увеличится и число штрафстоянок. А вот цены за эвакуацию и хранение не уменьшатся, а останутся теми же. Правда, чтобы ускорить поиск хозяевами машин, планируется под знаками, запрещающими парковку, размещать таблички с телефонами и адресами штрафстоянок. Так что у нас все будет как за рубежом: в конце концов, эвакуаторы и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Сиднее совсем не редкость.
Водителям остается лишь смириться и учиться парковаться правильно. Ведь, если положить руку на сердце, этого мы еще не умеем.