ГРАФИН С ЗАПАХОМ

Уже который год подряд во время половодья москвичи рискуют отравиться водопроводной водой. Чтобы этого не произошло, "Мосводоканалу" приходится тратить миллионы рублей ежедневно. С наступлением оттепели навозные стоки подмосковных животноводческих ферм попадают в реки и водохранилища.

По результатам последней проверки 16 из 200 хозяйств, расположенных в водоохранных зонах, не справляются с уборкой своих территорий или же не собираются этим заниматься. Сельскохозяйственное предприятие ОАО "Курсаково" расположено в Истринском районе Подмосковья. Здесь, в водоохранной зоне Истринского водохранилища, разводят коров и свиней, всего около пяти тысяч голов. Вся ферма - это несколько покосившихся от времени деревянных построек. Как только выходишь из машины, сразу ощущаешь запах навоза.
- Раньше нам разрешали вывозить отходы на поля, теперь запретили. Так мы решили навоз складировать, а потом продавать, - поясняет заместитель генерального директора ОАО "Курсаково" Раиса Анисимова.
Когда наступит "потом", никто не знает. Складирование отходов производства происходит без соблюдения каких бы то ни было экологических норм. Навозные "запасы" достигли уже 10 тысяч тонн. По словам хозяев, на обваловку площадок для их хранения они потратили в нынешнем году около 20 тысяч рублей.
- "Укрепления" оказались нестойкими, вода их пробила. Навоз с площадок течет прямо в ручей, который сообщается с реками Малгуша и Молодильня, а затем навозные стоки поступают в Москву-реку и водохранилища. Причем так происходит не только в половодье, но и во время дождей, - говорит начальник отдела водоисточников "Мосводоканала" Александр Карпушенко.
Вот уже несколько лет подряд сельхозпроизводители исправно платят штрафы за загрязнение водоохранной зоны. Это куда дешевле, чем строить хранилища для навоза. Как призналась Раиса Анисимова, самый крупный штраф им обошелся в 15 тысяч рублей. А вот на то, чтобы полностью очистить территорию и сделать хранилища удобрений герметичными, у фермеров денег нет. Тем временем вода, поступающая на городские водопроводные станции, из-за навозных стоков имеет повышенное содержание аммиака и характерный запах (по оценкам экспертов, он достигает 4 - 5 баллов по пятибалльной шкале). "Мосводоканал" ежесуточно тратит 1,5 - 2 млн. рублей на реагенты для дополнительной очистки воды.
После каждого весеннего сезона столичные коммунальщики предъявляют хозяйствам-загрязнителям иски о возмещении убытков. Суды выносят решения в пользу "Мосводоканала". Однако они остаются без исполнения - счета виновников загрязнения пусты.
По нынешнему законодательству водоохранная зона должна быть свободна от сельхозпроизводства. Однако действующие предприятия оказались здесь двадцать - тридцать лет назад. Выводить "исторические" свинарники и коровники никто не спешит. Подмосковные контролирующие инстанции - Министерство сельского хозяйства, Министерство экологии, районные администрации - игнорируют обращения столичных властей. Более того, область планирует ввод новых ферм в водоохранных зонах. К примеру, есть проект строительства животноводческого комплекса на 48 тысяч голов в Можайском районе.
Мэр столицы направил письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой вмешаться в ситуацию, связанную с загрязнением водозаборов сельхозпроизводителями. Только в этом году 16 областных ферм уличены в загрязнении столичных водоисточников. Многомиллионные убытки города по-прежнему некому возместить. Конфликт продолжается уже около десяти лет.
- Если предприятия расположены в водоохранной зоне, но не справляются с очисткой своей территории, их надо переводить на другие земли или закрывать. Это единственный выход из создавшейся ситуации, - считает директор "Мосводоканала" Станислав Храменков.