- Уважаемый Владыко, а что для Церкви значили события августа 1991 года?
Валентин С.
- Уважаемый Владыко, а что для Церкви значили события августа 1991 года?
Валентин С. Москва.
- Главное для нас - не сами эти события, а то, что за ними последовало. Впервые за очень долгое время Церковь обрела свободу, и она сумела воспользоваться ею, чтобы осуществлять свое пророческое служение, чтобы содействовать построению новой системы церковно-государственных отношений, занять достойное место в обществе. До этого к Церкви относились как к некой фольклорной структуре, занимавшейся исключительно совершением обрядов. В либеральных кругах было распространено мнение, что Церковь дискредитировала себя общением с советской властью и не способна оказывать какое-либо реальное воздействие на общественную жизнь. Однако за минувшие почти 11 лет произошло то, чего мало кто ожидал: Церковь перестала быть общественным изгоем и принимает активное участие в формировании в нашей стране гражданского общества. Для многих она стала реальной духовной силой.
И сегодня есть политики и общественные деятели, которые говорят, что Церковь должна заниматься только молитвой и богослужением, но не участвовать в жизни общества. Однако большинство жителей страны положительно оценивает всевозрастающую роль Церкви. У нас нет никакого триумфализма. Наверное, следовало бы сделать куда больше того, что было сделано, но мы благодарим Бога за минувшие годы и за то, что все-таки удалось сделать.
- Ваше Высокопреосвященство, приведите, пожалуйста, высказывания святых преподобных подвижников, где ясно бы говорилось о том, что монахам можно спасаться вне монастыря, служа пастырями на приходах в больших городах?
Леонид РОЗМЫСЛОВ. Новосибирск.
- Как известно, святые подвижники на первое место в монашеском подвиге ставили послушание, точное исполнение которого помогает иноку избавиться от своеволия. В наставлении монахам святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Египетские великие отцы утверждают, будучи изучены многими опытами, что монах, в особенности юный, будет не в силах обуздать самого похотного вожделения, если прежде не обучится умерщвлению своих волей посредством послушаний". Хотя святитель порицает самовольное отлучение из монастыря, он в то же время допускает его по указанию начальства. Добросовестное исполнение послушания с упованием на волю Божию может принести добрые плоды для священноинока.
Благодать Святого Духа, дающаяся при рукоположении, в таинстве Священства, делает пастыря способным к любому виду священнического служения, в любом месте и при любых обстоятельствах. Мы не должны полагать пределы силе Божией, которой облекается каждый пастырь. Даже если его человеческие силы невелики, мы веруем, что Божия благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет, как говорится в литургическом тексте, употребляемом при рукоположении.
- Русская православная церковь приняла в 2000 году документ, регулирующий отношения с обществом. Понятно, что аборты - грех, использование абортивных средств - тоже. А если, скажем, у меня есть уже 4 ребенка, и я их едва в состоянии обеспечить? Есть ли список разрешенных контрацептивов или это тайна?
Ирина К. Ставропольский край.
- Нет, это не тайна. В Основах социальной концепции Церкви говорится, что запрещенными являются только те контрацептивы, которые основаны на абортивном эффекте. Ясно сказано также об идеале половых отношений, который заключается в том, чтобы жить в соответствии с природным циклом. Но для того, чтобы жить так, нужно иметь сильное религиозное чувство, потому что это связано с воздержанием. И даже среди верующих не каждый сегодня способен к такому стилю жизни. Поэтому концепция предлагает, чтобы в каждом конкретном случае люди опирались на советы духовника. Но в концепции нет категорического запрещения контрацептивов, которые не обладают абортивными свойствами.
- Как вы считаете, станет ли когда-нибудь Русская православная церковь лояльно относиться к нетрадиционным религиозным движениям?
Иван КРАСАВИН. Красноярский край.
- Мы никогда не призывали ни к каким гонениям. Однако то, что нетрадиционные религиозные организации признаны и зарегистрированы государством, не лишает Церковь права оценивать их вероучение и деятельность с собственных позиций. Более того, православный христианин не вправе смотреть сквозь пальцы на заблуждения и призван Господом обличать, вразумлять и наставлять заблудших: "Если же кто не послушается слова нашего, ... не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата" (2 Фес. 3. 14-15). Церковь должна относиться ко всякому человеку с любовью и состраданием, особенно если он находится на духовно ложном пути. Вместе с тем Церковь оставляет за собой право обличать ложь, тем более если таковая рядится в религиозные одежды. Поэтому мы призываем наших соотечественников быть осторожными в контактах с подобными движениями, ибо хорошо знаем из пастырского опыта, как часто эти организации наносят вред семье и личности, душевному и физическому здоровью человека.