ПРОЯВИТ ЛИ ГИБКОСТЬ БАГДАД,

Впервые за последние 14 лет в Россию приехал с визитом столь высокопоставленный государственный деятель из Ирака, как вице-президент Таха Ясин Рамадан.

Его встречи на высшем уровне, в том числе с Владимиром Путиным, говорят о весьма большом значении, которое стороны придают своим взаимоотношениям. Лейтмотив устного послания Саддама Хусейна российскому президенту - заинтересованность Багдада в развитии отношений стратегического сотрудничества с РФ. Наш же интерес в немалой степени определяется существенной задолженностью Ирака перед Россией (до 8 млрд. долларов) и перспективой получения приоритета в восстановлении и развитии его экономики, прежде всего топливно-энергетического сектора и тех объектов, которые сооружались еще при содействии СССР. То есть мы хотим выйти на тот весьма высокий уровень партнерства, который существовал прежде.
Сознавая этот немалый российский интерес, высокий иракский гость, видимо, прозондировал в Москве возможность желанного для Багдада одностороннего выхода России из режима международных санкций против Ирака. Правда, и без того в последнее время они превратились, скорее, в решето, через которое легко проникают многие необходимые товары (в основном через территорию Сирии и Иордании). Позицию России четко сформулировал Игорь Иванов: мы за снятие режима санкций, от которых страдает иракский народ и большие экономические потери несет Россия, но происходить это должно одновременно с выполнением Ираком соответствующих резолюций СБ ООН, прежде всего касающихся направления туда группы международных наблюдателей. Их задача - не допустить восстановления наступательного военного потенциала страны. Ранее Багдад категорически отказывался принять международных контролеров на своей территории. И, видимо, в этом вопросе иракского гостя ждало в Москве некоторое разочарование: Россия не пойдет на одностороннее нарушение резолюции ООН. Что было бы вполне по плечу Москве - это добиться наиболее благоприятных для Ирака условий возобновления миссии наблюдателей ООН.
Выводу страны из режима эмбарго и международной изоляции, восстановлению полнокровного партнерства с Россией в значительной степени способствовало бы проявление Багдадом гораздо большей гибкости и прагматизма, что никоим образом не ущемило бы ни суверенитета Ирака, ни его национального достоинства.
Пока же эксперты будут детализировать планы сотрудничества и намечать конкретные пути погашения иракских долгов. Благо в иракской делегации представлены министры торговли и нефти, руководители ряда других министерств и ведомств. По установившейся традиции делегация из мусульманского Ирака в обязательном порядке завернула и в Казань.