ВРЕМЯ СОШЛО С УМА?

После публикации в "Труде" статьи "Старец в 26 лет" 21 октября 1999 г. российские ученые тоже решили принять участие в попытках разгадать тайну феномена 27-летнего Альвидаса Гуделяускаса из литовского города Езнаса. Юноша за пять лет постарел на полвека и превратился по внешнему виду в 75-летнего старца. Лишь глаза выдают молодость, "спрятавшуюся" за маской старика.

"Труд" сообщал, что ранее, в Вильнюсе, Альвидасу поставили диагноз, звучавший как приговор, - синдром Вернера, то есть раннего старения. Это вызвало повышенный интерес ученого мира и крайнее огорчение больного и его близких. Долго с таким генетическим недугом не живут. А лечить его никто в мире не может.
И вот блеснул лучик надежды. Это произошло после публикаций в российской прессе. "Труд" первым из российских газет рассказал о беде этой литовской семьи. Подготовили об Альвидасе передачи телекомпании РТР и НТВ. Феноменом Гуделяускаса заинтересовались в ведущих научных медицинских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. После первых анализов диагноз литовских специалистов поставлен под сомнение, хотя до окончательного ответа еще далеко. Предстоят сложные и очень дорогие исследования. Практически на парня из Литвы сейчас бесплатно работают три крупнейших медицинских НИИ России - это связано не только с гуманизмом ученых, но и с уникальностью этого случая. Ученые не исключают, что Альвидасу удастся вернуть молодость.
Напомним читателям "Труда", что шесть лет назад в эту молодую счастливую семью прокралась эта таинственная беда. Лишь только Альвидас и Лайма поженились и у них родилась дочурка, некая неведомая сила словно внедрила в организм молодого отца беспощадный механизм, как если бы юноша оказался в "машине времени" и заглянул в собственное старческое будущее. Уже в 25 лет молодой глава семейства превратился в 75-летнего старца. Не говоря о самой болезни, не раз возникали и неприятные недоразумения в быту. По словам Гуделяускаса, были врачи, которые подозревали, что старик пытается воспользоваться документами молодого родственника - на фотографии-то в паспорте изображен юноша. Не раз к водительским правам Альвидаса "цеплялись" дорожные полицейские, которые тоже отказывались верить, что это его документ. Однажды подобный трагикомический инцидент произошел у Альвидаса с пограничниками при выезде из Литвы.
Лайма, его молодая жена, младше на год. Она с тревогой видела, как морщины все сильнее прорезают лицо Альвидаса. Может, приболел, устал? Но первые же визиты к врачам показали: произошло что-то крайне неприятное.
- Если бы не моральная поддержка Лаймы, мне было бы гораздо тяжелее, - говорит Альвидас. - Она помогает переносить тяжесть этой беды.
- Диагноз Альвидасу Гуделяускасу поставлен у нас, - сказал корреспонденту "Труда" габилитированный доктор биомедицинских наук, руководитель центра генетики человека Вильнюсского университета, профессор Вайдутис Кучинскас. - Это синдром Вернера.
Что же позволяло Альвидасу и до встречи с российскими учеными сомневаться в "приговоре"? Дело в том, что в Вильнюсе диагноз поставлен по внешним признакам. Генетическое исследование стоит слишком дорого, да и нет в Литве технологических возможностей выполнить сложнейший анализ, только после которого и можно поставить вполне точный диагноз. А отправлять А.Гуделяускаса на исследования за границу - у Литвы средств не оказалось.
Вильнюсские врачи определили диагноз после долгих споров, сопоставляя признаки проявления недуга у больного с описаниями упомянутого синдрома. Сомневающиеся были и в Литве. Сам же Альвидас вспоминает, что в детстве много болел, его пичкали разными препаратами. Парень предполагает, что лекарства, которые он принимал горстями, отравили организм, и теперь это проявилось. На особом подозрении гормональный препарат - преднизолон, большие дозы которого ему пришлось принимать в детстве.
Не исключает такую причину недуга и моя собеседница - научный сотрудник отдела биохимии живой клетки московского Института физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского, кандидат биологических наук Марина Ковина. Именно она первой из российских ученых проявила интерес к феномену А.Гуделяускаса, прочитав о нем в "Труде", других изданиях, привлекла к нему внимание медицинских светил.
- Нас очень заинтересовал этот случай, - рассказывает она. - Если это синдром Вернера, то для европейской части - уникальный случай. Лишь в Японии он встречается немного чаще и лучше изучен. Но и там его не лечат. Не умеют. Парадокс Природы пока сильнее самых современных медицинских средств.
Максимальный (зарегистрированный) срок жизни при таком недуге - 47 лет. Это японские данные. Но по словам Марины Валентиновны, первые анализы, взятые у Альвидаса, не позволяют утверждать, что он поражен этой страшной болезнью. Для окончательного ответа требуются сложные и очень дорогие исследования, которые сейчас проводятся в трех крупнейших медицинских учреждениях страны, - институтах цитологии РАН, биорегуляции и геронтологии РАМН и онкологии имени Петрова. Ген синдрома Вернера известен, сказала М.Ковина, и когда исследование будет завершено, ученые получат точный ответ. Есть ген - есть болезнь, нет - значит, недуг другой. Марина Валентиновна считает, что результатов исследований придется подождать почти до конца лета.
Если не синдром Вернера, то что же? Не исключено, на организм А.Гуделяускаса действительно отрицательно повлияли медикаменты, принятые в детстве, и тогда возможен "обратный" ход болезни, возвращение молодости, считает М.Ковина. Но говорит она об этом очень осторожно, без окончательных оценок. Вероятно, по ее словам, и то, что ученые столкнулись с уникальным, неизвестным заболеванием.
Сам Альвидас после обнадеживающих сведений из Москвы и Санкт-Петербурга заметно приободрился, даже теперь чувствует себя лучше. Первые анализы показали, что внутренние органы у него такие, какие и должны быть у молодого человека.
Гуделяускас очень признателен россиянам, проявившим гораздо больше сочувствия к его беде, чем земляки. Он попросил корреспондента "Труда" обязательно передать большую благодарность всем людям, написавшим ему письма с советами и словами сочувствия, приславшим книги, домашние лекарства, травы. Пришли письма для Альвидаса и непосредственно в редакцию "Труда" - их я также передал А. Гуделяускасу. А один россиянин, сказал Альвидас, прислал ему деньги, правда, скорее символические, но это трогательно...
Финансовая проблема для этой литовской семьи действительно обострилась после заболевания главы. Работает Альвидас электромонтером в местном филиале "Телекомаса". В конце года его собираются уволить по сокращению штатов. Пока исследования шли в Литве, на них, а также на лекарства, не приносившие, кстати, реального результата, уходило немало денег. А в России с пациента из Литвы не взяли на исследования пока ни копейки. Да он сам и не просился - его пригласили на обследование. Компания РТР даже оплатила все расходы на поездку Альвидаса в Москву, за что он передал особую благодарность. Случай А. Гуделяускаса, не исключено, поможет российским ученым приподнять завесу над еще одной тайной человеческого организма...