Дорогой Никита Сергеевич!
В телефонном разговоре со мной 29.III. с.г. Вы осудили тех,
Дорогой Никита Сергеевич!
В телефонном разговоре со мной 29.III. с.г. Вы осудили тех, которые на страницах печати опорочивают мою деятельность в годы Великой Отечественной войны.
После разговора с Вами я прочел в журнале "Октябрь" N 3 и 4 страницы воспоминаний В.И.Чуйкова.
Чуйков выдвигает абсурдную мысль о том, что в начале февраля 1945 года обстановка позволяла захватить Берлин с ходу. Правда, Чуйков оговаривается, что это была бы рискованная операция и материально не обеспеченная.
Чуйков неправильно излагает то, что якобы Сталин, разговаривая со мной по телефону, заставил меня организовать Померанскую операцию и отказаться от подготовки к Берлинской операции.
Такого разговора у меня со Сталиным тогда не было. Его Чуйков выдумал, когда, видимо, писал свои воспоминания.
Наоборот, я трижды докладывал Сталину о необходимости повернуть танковые армии на север для разгрома Померанской группировки противника и для оказания помощи 2-му Белорусскому фронту. Сталин вынужден был согласиться. Разгром группы армий "Висла" не только сорвал план удара немцев во фланг войск фронта, но и дал возможность 2-му Белорусскому фронту по окончании Данцигской операции без боев выйти на Одер для участия в общеберлинской операции.
Чуйков пишет неправду, что после разгрома Померанской группировки войска фронта были повернуты на восток к устью р.Висла. Такого поворота не было. Армии фронта преследовали противника и вышли на Одер, за исключением 1-й танковой армии, которая по указанию Ставки была временно передана Рокоссовскому для разгрома противника в Данциге.
...Начиная с 140 страницы, Чуйков поносит Берлинскую операцию, которой законно гордился наш народ, перед которой вынужденно преклонялись наши бывшие союзники и вынуждена была признать свое окончательное поражение фашистская Германия.
Пренебрегая указаниями ЦК о повышении идейного уровня литературной критики, Чуйков вместо аргументированной и товарищеской критики высокомерно третирует не только меня, но и других участников операции...
Я не касаюсь здесь мелких вопросов, которыми Чуйков оперирует с целью дискредитации меня перед читателями. Однако я не могу обойти выпад Чуйкова на стр. 109 третьего номера журнала, где он пишет: "Получив приказ, генерал Рудкин без предварительной разведки бросил на выполнение задачи все силы, главным образом, танки. В результате корпус нарвался на подготовленную позицию и понес большие потери... Личным приказом Маршала Жукова командир корпуса Герой Советского Союза генерал Рудкин и командующий армией генерал Гусев были сняты с должностей... Жуков не любил делить с подчиненными неудачи..."
Прежде всего генерал Рудкин был снят приказом Сталина, а не приказом Жукова. Во-вторых, командарм Гусев вообще не был снят с должности, ему Сталин объявил выговор.
Генерал Рудкин проявил преступную халатность, не организовав элементарного боевого обеспечения корпуса. Вследствие чего загубил тысячи жизней. По Чуйкову выходит, что преступная халатность Рудкина не должна быть наказана.
...Прошу Вас принять меры, чтобы прекратить опорочивание моей деятельности.
Маршал Советского Союза Г.Жуков
18 апреля 1964 года
(Сведениями о реакции Н.С.Хрущева на это письмо редакция не располагает.)