"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ". ВТОРАЯ СЕРИЯ?

На военно-воздушной базе США Кертлэнд в штате Нью-Мексико началось оборудование самолета "Боинг-747" для установки мощного химического лазера, способного поражать ракеты на траектории. По мнению руководителя проекта полковника Эллен Павлиновски, успех в создании этого оружия изменит лицо будущей войны. Первое боевое испытание новейшего лазера намечено на 2003 год.

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов в 2012 году планируют провести испытание лазерного оружия космического базирования.На орбиту будет выведен вооруженный лазером спутник массой от 20,5 до 23 тонн. Его мишенью должны стать межконтинентальные ядерные баллистические ракеты вероятного противника на околоземной траектории. Если испытания завершатся успешно, американцы собираются уже к 2020 году вывести в космос целую флотилию из 20-30 таких станций.
Все это будет означать, что Вашингтоном, как старая тряпка, отброшен Договор по ПРО, подписанный СССР и США еще в 1972 году и однозначно запрещающий развертывание такого рода систем, как нарушающих глобальное стратегическое равновесие. Выбор у нас будет незавидный: либо смириться, либо втягиваться в разорительную гонку вооружений. Эпоха рейгановских "звездных войн", к счастью, так и оставшаяся пока в сюжетах фантастических фильмов, тогда станет реальностью.
Подготовка к "звездным войнам" в США началась много лет назад со встреч американского президента Рональда Рейгана с "отцом водородной бомбы" Эдвардом Теллером. Ученый сумел убедить президента в том, что боевые рентгеновские лазеры, выведенные в космос, способны сбивать советские баллистические ракеты в случае ядерной атаки. Так и родилась печально известная стратегическая оборонная инициатива (СОИ).
Что в теории представляет собой боевой противоракетный лазер? Это ядерная боеголовка, на поверхности которой укреплены до 50 лазерных стержней. Все они способны легко наводиться бортовым компьютером в любую точку пространства, где замечены в полете баллистические ракеты. Источником энергии лазеров служит, естественно, космический ядерный взрыв. Активное вещество лазерных стержней мгновенно переводится в плазменное состояние. Еще через мгновение плазма, охлаждаясь, создает излучение в рентгеновском диапазоне. Возникает луч, способный поражать цель за тысячи километров. Правда, чтобы это оружие было эффективным, лазер должен иметь фантастическую точность: на огромной дистанции поразить цель размером в пятицентовую монету, летящую со скоростью около семи километров в секунду.
Помимо заблаговременного размещения боевых лазерных платформ в космосе, Пентагон предусматривает и их вывод на орбиту в критический период с борта атомных подводных лодок. Идеологами "звездных войн" предусмотрен так называемый первый эшелон ПРО. Часть его и составят те самые атомные подводные лодки с лазерными противоракетами на борту. Американцы полагают, что маршруты боевого патрулирования атомоходов следует как можно ближе придвинуть к районам базирования вражеских баллистических ракет. В случае с Россией - это Баренцево, Норвежское и Японское моря, а также северная часть Индийского океана. При старте ракет противника американские атомоходы тотчас запускают свои ядерные противоракеты. Те выводятся на орбиту в 950 километрах от Земли, чем обеспечивается прямая видимость летящих к США смертоносных баллистических сигар. Лазерные стержни разворачиваются в их сторону, подрыв - и война между ядерными сверхдержавами выиграна в далеком космосе.
Впрочем, повторяю, - это в теории. На практике все, естественно, намного сложнее. Недаром на создание системы противоракетной обороны Соединенные Штаты затратили уже астрономические суммы, а ученые знаменитой Лкверморской лаборатории бьются над этой проблемой с 70-х годов. Надо признать, что они еще в 1983 году довольно близко подошли к созданию боевого космического лазера.
Ну а что же мы? Так и сидели сложа руки, пока заокеанские соперники готовились лазерами прожечь наш стратегический ядерный щит? Конечно, нет. В полном соответствии с законами гонки вооружений лучшие силы советской "оборонки" искали достойный ответ американцам. Одним из направлений такой работы стало создание эффективных средств преодоления ПРО. Скажем, станций активных помех системам обнаружения и наведения. Или тяжелых ложных целей, что должны прикрывать настоящие ракеты на орбитальных маршевых участках. Такие цели внешне напоминают артиллерийский снаряд крупного калибра. Вся штука в том, что они выдерживают колоссальные температуры и не сгорают в плотных слоях атмосферы, когда летят рядом с прикрываемой ядерной ракетой. Если таких ложных целей много - легко сбить с толку и самый быстродействующий компьютер. Тем более времени на отражение ракетно-ядерной атаки и у него в обрез.
Это наш ответ, как сейчас принято говорить, асимметричный. Но предусматривался и симметричный. То есть американским боевым лазерам наша страна готовилась противопоставить свои, не менее эффективные. Все, что делалось в этой области, скрывали строжайшие грифы секретности. И только в последние годы, когда в порыве какого-то коллективного безумия мы зачем-то решили разом открыть миру почти все свои военные тайны, стало ясно: по многим позициям наша страна и здесь ушла дальше американцев.
Характерен такой случай. В 1995 году министерство обороны США в качестве металлолома закупило у Украины несколько кораблей, доставшихся нашим братьям-славянам после раздела Черноморского флота. Особенно заокеанских специалистов интересовал один, как оказалось, первый в мире экспериментальный корабль с лазерной боевой установкой. Украине он оказался ни к чему, и сделка состоялась. Чудо техники американцы разобрали до винтика, обнаружили в нем тридцатипятимегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки огромной мощности - все, что входило в неизвестный доселе миру комплекс советского корабельного лазерного оружия. Всю так щедро подаренную информацию Пентагон немедленно вновь засекретил.
К счастью, в суматохе и в бестолковщине драматического флотского раздела моряки все же успели снять с комплекса часть особо секретных блоков. К тому же в погоне за дефицитным цветным металлом рабочие судоремонтного завода, готовившие корабль к передаче американцам, растащили все, что сумели отвинтить. Выходит, те тайны спасали воры, больше некому было. Однако и оказавшегося за океаном, видимо, хватило пентагоновцам, чтобы снять ковбойскую шляпу перед неведомыми им соперниками-конструкторами из советского ВПК.
Первый экспериментальный наземный крупный боевой лазер Советский Союз построил на сверхсекретном полигоне в Сары-Шаган, близ озера Балхаш. Американцы скоро получили возможность лично убедиться в наших достижениях в этой области. Причем при обстоятельствах весьма необычных. Бывший командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны Советского Союза генерал-полковник Юрий Вотинцев вспоминает:
- 10 октября 1983 года во время тринадцатого полета американского космического корабля "Челленджер", когда его витки на орбите проходили в районе государственного полигона войск ПВО страны у озера Балхаш, состоялся эксперимент при работе лазерной установки в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты составляла 365 километров. Как сообщал потом экипаж "Челленджера", при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание.
Последовал дипломатический демарш Вашингтона, и испытания на полигоне были прекращены.
Велись работы и над созданием советской системы противоракетной обороны в космосе. НПО "Астрофизика" совместно с КБ "Салют" были сконструированы спутник-перехватчик и боевая космическая станция "Скиф", оснащенная лазерным оружием. С помощью самой мощной в мире ракеты-носителя "Энергия" прототип станции даже попытались запустить на орбиту, но увы, неудачно.
Московское конструкторское бюро "Альтаир" еще в 70-х годах достигло немалых успехов в создании лазерной системы ПВО корабля. На полигоне над Феодосией тогда состоялись натурные испытания корабельного лазерного комплекса. Мишенями были ракеты, установленные на специальных стендах. Результаты испытаний оказались настолько обнадеживающими, что предусматривалась в перспективе установка лазерного комплекса ПВО на авианесущих крейсерах типа "Киев". Конечно, она требовала массу энергии. Комплекс теоретически мог произвести до 400 выстрелов, но для этого требовалось израсходовать практически весь запас крейсерного топлива. И все же, очевидно, овчинка стоила выделки.
Увы, крейсер "Киев"и его собратья переплавлены в зарубежных мартенах, не дождавшись чудо-оружия. Впрочем, и работы над самим комплексом "Альтаир" тоже прекратил - нет средств. Правда, созданному лазеру конструкторы все же нашли конверсионное применение. Оказалось, его с успехом можно использовать для очистки морской поверхности от нефтяной пленки.
Теперь, если в нарушение своих международных обязательств американцы все же решатся разворачивать национальную систему противоракетной обороны, вполне возможно, что с пыльных полок достанут и наши чертежи так и не рожденных боевых лазеров.