РЕФЕРЕНДУМОМ - ПО ПАРЛАМЕНТУ

Замечено (да это и естественно), что сугубо независимая Украина в основных чертах повторяет путь, уже проделанный Россией в новейшей истории. Как сказал недавно наш патриарх композитор Тихон Хренников, если Россия и опережает Украину, то на полтакта. Это обстоятельство по идее позволяет Киеву прогнозировать, что может произойти в ближайшее время на "желто-голубой" политической арене, и не повторять ошибок, которые совершили предшественники на арене "сине-бело-красной".

Так или иначе, но после событий 93-го ("расстрел Белого дома") и 99-го (попытка импичмента) годов в России можно было с относительной степенью уверенности полагать, что и Украину в ближайшие годы ждет пик обострения отношений президента с парламентом - Верховной Радой. Не обладая сверхъестественными способностями, можно было с достаточной точностью предположить, что обострение произойдет по той же, в сущности, причине, что и в России: левое парламентское большинство, по мнению местных президента и правительства, блокирует все реформаторские усилия, тянет свободную и независимую Украину в омут коммунистического прошлого. Впрочем, как и в России, исполнительную власть на Украине при всем при том, вероятно, слегка смущало, что пресловутое парламентское большинство, питающее симпатии к советскому прошлому, избрано на свободных, демократических выборах. Стало быть, настроения этого парламентского большинства вполне отражают настроения значительной части современного украинского общества.
Как поступать в такой ситуации президенту Кучме? Что противопоставить выбору собственного народа? Танки? Нет, это уже где-то было. Что же тогда? Да есть же вполне бескровный вариант - народный референдум. Но как при этом обеспечить правильный, вполне прогрессивный результат? Для того чтобы он оказался именно таковым, следовало основательно поработать над вопросами плебисцита, максимально приблизив их к риторическим. И это, как мне кажется, удалось на славу.
Не случайно украинский народ отвечал на поставленные Леонидом Даниловичем вопросы подавляюще утвердительно. К примеру, на вопрос о том, имеет ли право президент досрочно прекращать полномочия парламента в случае, если в течение месяца Верховная Рада не смогла сформировать парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила проект госбюджета, - народ, а именно 90,17% избирателей беспрекословно разрешили Кучме вполне вежливо, цивилизованно разгонять своих непутевых избранников. А по второму вопросу - об отмене депутатского иммунитета - "за" проголосовали и вовсе 92 процента. По третьему - о сокращении количества депутатов с 450 до 300 - одобрили урезание 93 процента. Четвертый вопрос был менее всего риторическим и оттого маловдохновляющим, а главное - недостаточно понятным. У народа спрашивали, есть ли нужда формировать в республике двухпалатный парламент? Утвердительный ответ 88 процентов граждан можно перевести на бытовой язык примерно так: "А нехай будэ двухпалатным"...
Что будет теперь, после убедительной победы президента Кучмы на всенародном референдуме? А теперь все эти утвердительные народные ответы надобно воплотить в поправки к действующей Конституции независимой и свободной Украины. А внести эти поправки должна опять-таки Верховная Рада, за усекновение которой народ и проголосовал. Станет ли Рада сама себя усекать - вот вопрос. Скорее всего - вряд ли. Предвидя такую недальновидную позицию Рады, президент Кучма высказался в том смысле, что "если парламент Украины не реализует решения референдума, то президент страны будет действовать (вот тут внимание! - Ю.Л.) в границах действующего законодательства и Конституции". Какова политическая культура, даже деликатность... Известный украинский политолог Николай Томенко разъяснил слова Леонида Даниловича так: "Если парламент Украины по итогам референдума не внесет изменения в Конституцию, президент либо издаст указ о проведении повторного референдума, либо парламентариев заставят сделать серию уступок под угрозой роспуска".
Но если все произойдет именно так, то свои непростые вопросы руководству независимой демократической Украины пообещала уже задать пресловутая Парламентская Ассамблея совета Европы (ПАСЕ), строго следящая за соблюдением демократических парламентских процедур. И если Россия действительно опережает Украину хотя бы на полтакта, то мы уже можем предположить, как гордая республика может ответить ПАСЕ на ее нелицеприятные вопросы... По совсем другому поводу, но нечто похожее мы проходили.