Главная Культура 00:20 20 Марта 2020 2030
Кино эпохи нового застоя

Полемические заметки о состоянии нашей документалистики

Леонид Павлючик
За премию «Ника» в номинации «Лучший неигровой фильм» поборются четыре работы, посвященные... теме кино. Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Кто-то считает это сенсацией, но для меня это сенсация со знаком минус. В нынешнем году на премии «Ника» в номинации «Лучший неигровой фильм» сошлись сразу четыре работы, посвященные... теме кино. Это фильм-портрет «Андрей Тарковский. Кино как молитва», созданный сыном классика Андреем Тарковским — младшим. Это фильм-портрет «Хуциев. Мотор идет!» Петра Шепотинника. Это фильм-портрет «О Кире украдкой», посвященный Кире Муратовой (режиссер Ирина Васильева). Наконец, это «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко, рассказывающее о развале Свердловской киностудии в лихие 90-е.

Продюсер и киновед Вячеслав Шмыров с недоумением написал в «Фейсбуке»: «Список документальных фильмов, которые попали в финальную номинацию «Лучший неигровой фильм», наводит на один тревожный, пусть и бестактный вопрос: а документальное кино существует исключительно для того, чтобы рассказывать о жизни самих кинематографистов? А просто жизнь (в том числе и других людей) уже никого не интересует?»

Можно было бы посчитать, что в нынешнем году так сошлись звезды (и небесные, и экранные), но, окинув взглядом кинематографический пейзаж последних лет, понимаешь: это не случайность. В прошлом году на той же «Нике» в документальной номинации победил фильм «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» Андрея Осипова. Чуть раньше на «Нике» и «Золотом орле» победу праздновала Олеся Фокина с фильмом «Жизнь обаятельного человека», посвященном Геннадию Шпаликову. Еще раньше на главном отечественном фестивале документального кино в Екатеринбурге Гран-при взял фильм Натальи Гугуевой «Кто такой этот Кустурица?». О менее громких примерах «кино о кино» умолчу.

Справедливости ради надо сказать, что наши документалисты испытывают симпатию не только к братьям-кинематографистам, а вообще к художникам. За последние несколько лет были сделаны десятки фильмов такого рода, в том числе о Левитане и Чехове, Цветаевой и Ахматовой, Пастернаке и Солженицыне, Науме Коржавине и Оскаре Рабине, Владимире Минине и Владимире Маканине, Александре Калягине и Ирине Антоновой, Эдуарде Артемьеве и Юрии Шевчуке, Генриетте Яновской и Каме Гинкасе, Олеге Каравайчуке и Дине Рубиной: Кажется, нет на свете сколько-нибудь именитого творца нынешних и прошлых времен, о котором не был бы снят обстоятельный документальный фильм.

Разумеется, ничего плохого в этом нет. И личности яркие, масштабные, и картины в большинстве своем достойные. Если бы еще при этом фильмы-портреты не составляли львиную долю всех снятых лент. И если бы при этом «за кадром» не оставалась, по определению Льва Толстого, «живая жизнь», которая не ограничивается пределами писательского кабинета, мастерской живописца или концертной площадки...

За последние годы не привелось (может, не повезло?) увидеть ни одного фильма, снятого в заводских цехах. Или в лабораториях ученых. Несколько лет назад по фестивальным экранам прошла лента «Отец и сыновья из Кротово», снятая Валерием и Евгением Соломиными в уральской глубинке. И эта скромная лента, рассказывающая о каждодневных заботах фермера и его семьи, стала откровением. С экрана словно пахнуло запахом земли, молока, полыни, хлеба — запахом той забытой нами жизни, что так редко прорывается сегодня на экраны. А ведь были времена, когда снимать о «живой жизни» было интересно и престижно, когда документальный сериал «Кучугуры и окрестности», снятый Владимиром Герчиковым в воронежской деревне, стал не только фестивальным хитом, но и гвоздем телеэфира. Сегодня представить такое невозможно.

Документальное кино в старину нередко называли кинопублицистикой — за ее способность вторгаться в болевые проблемы нашего бытия. Вот чего напрочь нет сегодня на экране, так это пульсации современной жизни. Наша документалистика существует словно в параллель с нынешней реальностью. Если отсмотреть документальную программу на любом фестивале (а в прокат неигровое кино практически не выходит, по ТВ его не показывают), то понять, чем живет страна, какие проблемы тревожат людей, невозможно.

В нашем документальном кино по определению нет массовой бедности (20 млн человек) и нищенских пенсий (8 тысяч рублей «минималки»). Нет ветхого жилья и разбитых дорог. Нет свалок Шиеса и черного от копоти неба над Красноярском. Нет мелеющих рек и нещадно вырубаемых лесов. Нет развала «оптимизированной» медицины и хождений по мукам обманутых дольщиков. Нет ужасающей коррупции и чиновничьего произвола. Нет, само собой, «московского дела» и «дела Сети», неправедных судов и полицейских с дубинками...

Этих и других болевых, злободневных тем в документальном кино просто нет. Как нет их и на телеэкране. Там в основном справляют тризну по Украине и «загнивающей» Европе вкупе с «дышащей на ладан» Америкой.

Не надо думать, что наши режиссеры не видят реальных проблем, не знают о них. Но такова была в последние годы установка Министерства культуры: давать деньги исключительно на «позитивное» кино. Но поскольку экономических, социальных достижений в нашей стране не так много, в ход идут все новые и новые ленты о мастерах культуры. Да ленты о свершениях прошлого. Да еще этнографические зарисовки, всякого рода экзотические сюжеты — скажем, о медведях Камчатки. Посвященный им фильм стал, к моему удивлению, триумфатором прошлогоднего «Золотого орла». Когда главную награду главной, как считается, отечественной кинопремии получает милый фильм из серии «ребятам о зверятах», то это многое объясняет и в уровне премии, и в состоянии нашего неигрового кино, которое давно выпало из международного фестивального контекста.

Нарисованная мною картина была бы неполной, если бы я не упомянул о фестивале «Артдокфест», который как раз ориентируется на острое, проблемное, социальное кино, снятое мастерами разных стран, но на русском языке. Основанный в 2007 году и быстро набравший популярность, фест вызвал ярую неприязнь у министра культуры Владимира Мединского, объявившего «Артдокфесту» войну и в итоге выдавившего фестиваль в Ригу, где он проходит в полном объеме. А в России из-за цензурных ограничений зрители смотрят программу «Артдокфеста» в урезанном виде, с изъятием целого пласта картин.

Новый министр культуры Ольга Любимова в свое время много занималась документальным кино на Первом канале, она его знает и любит. И кому, как не ей, в ее новом статусе постараться вывести неигровое кино из затянувшейся полосы застоя?

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?