Проблемы отечественной геологоразведки не исчерпываются западными санкциями
Ситуация в российской геологии находится в центре внимания руководства страны, так как промышленные запасы полезных ископаемых в России сокращаются. Этот бизнес в РФ носит весьма специфический, узкий характер. Компании, которые на сегодняшний день занимаются разведочным бурением, можно пересчитать по пальцам. Поэтому когда в прошлом году ООО «Русская буровая компания» (РБК), крупнейшая геологоразведочная компания, одна из немногих, предоставлявших весь спектр услуг по бурению, резко сократила объем работ, это стало серьезным ударом для отрасли. Нам удалось встретиться с бывшим гендиректором ООО «РБК» Алексеем БУКАНОВЫМ, который в беседе с «Трудом» рассказал о ситуации в геологоразведке.
— Как повлиял на вас кризис?
— Сырьевые компании сокращают затраты, геологоразведка в этом списке — под номером один. Но причина снижения не только в экономике. Русская буровая компания в октябре 2013-го пережила то, что называют рейдерским захватом. Для меня, как и для работников, на тот момент свыше 700 человек, было шоком, когда новое руководство внезапно просто выгнало весь коллектив на улицу, даже не дали забрать личные вещи. С целью сохранения технического, кадрового потенциала было принято решение о создании с нуля одноименной компании. Все, от руководства до уборщицы, перешли в новое ООО «РБК». За полтора года наша компания доказала свою жизнеспособность, заключенные контракты за 2013-2014 годы выполнены в полном объеме. В настоящее время новое ООО «РБК» продолжает успешно развиваться, несмотря на давление: арбитражные суды, лживые публикации в интернете, рассылка писем контрагентам с угрозами. Со старой компанией меня связывают только многочисленные вызовы в правоохранительные органы и судебные дела о защите чести и достоинства, которые мы все выиграли.
— Геологоразведка — такой доходный бизнес?
— Это большое преувеличение. Антон Белиловский со товарищи, получив доступ к компании, не пробурили ни метра, но сразу же назначили себе оклады по 1,5 млн рублей в месяц, распродали оборудование на складе в Подмосковье. Благодаря им за полгода у РБК появилась немыслимая задолженность перед неизвестными офшорами на 3,6 млрд рублей по фиктивным услугам: оплата проекта по строительству дома престарелых за 100 млн рублей, ксерокопирование и восстановление документов за 52 млн рублей, маркетинговое исследование рынка стирального порошка и т. д. В итоге в мае 2014-го эти так называемые юристы намеренно обанкротили геологоразведочную фирму, более 15 лет успешно работавшую в России. Сейчас Антон Белиловский привлечен к уголовной ответственности — к сожалению, не по ситуации вокруг РБК, речь идет об организации ухода от налогов в особо крупном размере, в настоящее время следствие закончено, идет слушание дела в суде города Москвы.
— Западные санкции сильно затронули отрасль?
— Наши буровики и геофизики ничем не хуже иностранных специалистов. На их знания и опыт мы рассчитываем, когда беремся за самые тяжелые, трудные заказы, поэтому у нас всегда будет своя ниша на рынке, главное — сохранить коллектив профессионалов. Госкомпаниям, конечно, работать проще, они не сталкиваются с тем, с чем приходится сталкиваться нам.
— Вы говорите об административных барьерах для бизнеса?
— Скорее об административном произволе. Нашей нормальной работе уже год пытаются мешать «парламентскими» средствами — с помощью постоянных проверок ООО «РБК» правоохранительными органами по депутатским запросам. Коллектив компании еще летом 2014-го обращался с открытым письмом в прессе к депутатам Госдумы РФ относительно личности Антона Белиловского, выдающего себя за гендиректора ООО «РБК» (см. «Труд» от 16 апреля 2014 года). C помощью депутатов из «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» он инициирует новые запросы к Генпрокуратуре и СКР, которые вынуждены заниматься проверкой вымышленных фактов. За год — 14 депутатских запросов, из них 9 — за последние два месяца. Удивляет и огорчает подобная доверчивость законодателей. Словно подача запросов поставлена в Думе на поток — неужели не проводится никакой проверки в отношении заявителей, прежде чем подписывается запрос? Мы законопослушные люди, платим все налоги, несмотря на кризис, работаем в тяжелейших условиях в самых отдаленных регионах нашей страны, но никто из депутатов не хочет нас слышать. Поэтому, говоря об отечественной геологоразведке, прежде всего хочется, чтобы правоохранительные органы и парламентарии защищали интересы реально работающих компаний независимо от формы собственности. Все остальные проблемы в отечественной геологоразведке не кажутся неразрешимыми.