Москвичи участвуют в реформах

Правительство столицы обещает учесть предложения горожан по улучшению работы городских поликлиник

В городе подводят итоги краудсорсингового проекта «Московская поликлиника». На встрече с журналистами руководитель столичного департамента здравоохранения Алексей Хрипун рассказал о важных задачах проекта — создании высокого стандарта московской поликлиники и конкретном применении предложений жителей.

«Мы вплотную подошли к тому, чтобы создать высокий уровень медицины с учетом мнения москвичей. Огромный вопрос связан с ожиданиями пациентов, с тем, как они себе это представляют», — отметил Алексей Хрипун. Наиболее часто встречающиеся жалобы теперь будут разбирать в департаменте здравоохранения, а также передадут на портал «Наш город», чтобы там открыли соответствующие проблемные темы для обращений. А популярные предложения вынесут на отдельное голосование в приложении «Активный гражданин».

В обсуждении будущей системы работы поликлиник приняли участие 58 тысяч человек. Это абсолютный рекорд по сравнению с аналогичными общественными проектами на площадке правительства Москвы, где участников набиралось около 10 тысяч.

«Мы надеялись на активное обсуждение со стороны граждан и врачебного сообщества, но результаты превзошли все ожидания, — отметил Хрипун. — В результате активного обсуждения на сайте проекта было сформулировано 27 тысяч предложений, из них 1157 — уникальны, не повторяют по своему содержанию остальные».

На данный момент из числа идей уже составлен список 500 конкретных мер, которые вполне реально воплотить в жизнь. Наибольшее число идей касается мер по повышению комфортности поликлиник, доступности записи на прием, снижению очередей у кабинетов врачей, обеспечению возможности оценивать работу врачей. В частности, москвичи считают целесообразным установить в поликлиниках электронные табло, с помощью которых можно информировать пациентов о движении электронной очереди, как в МФЦ; создать амбулаторные электронные карты и расширить применение электронных рецептов; разработать единый стандарт работы регистратур, который учитывал бы время приема; увеличить время работы поликлиник, в том числе и в выходные дни, создать дополнительные маршруты и остановки в районе поликлиник и прочее.

В вопросе о сроках реализации предложений чиновник пояснил, что у разных идей разные сроки: «Сейчас мы имеем почти 500 предложений, носящих практическую направленность. Есть вопросы, которые можно решить быстро, в течение каких-то недель — например, реализовать систему мер по уменьшению очередей у кабинетов врачей. Тогда как такая мера, как обеспечение информирования пациентов с помощью электронного табло, требует времени, это технологически сложнее».

Впрочем, жители не только критиковали, но отмечали и положительные моменты в работе поликлиник. В частности, москвичи хотели бы сохранить работу службы скорой помощи, возможности вызова врача на дом по системе ОМС.

Активная участница проекта Елена КОМАРЬКОВА рассказала о своем желании присоединиться к проекту: «Я принимала участие во всех проектах на портале crowd.mos.ru. Мной всегда двигало неравнодушие, желание, чтобы мои идеи дошли до властей. Теперь у нас, простых москвичей, есть возможность контролировать процесс реализации наших идей. Самое ценное в данном случае — что наши идеи были услышаны». Другой участник, Алексей ОСТРОВЕРХОВ впервые оказался на таком проекте: «Я считаю, что не зря потратил свое время. Мне понравилось, что в обсуждении принимали участие и обычные москвичи, и медработники, таким образом, обсуждение велось с обеих сторон».

Участник со стороны медицинского сообщества главврач городской поликлиники № 175 Алексей ТЕРНАВСКИЙ также прокомментировал работу в проекте: «Мне проект дался тяжело, работы было действительно очень много. Но с уверенностью могу сказать, что удовольствия от этой работы получил не меньше. Некоторые идеи доходили до абсурда, например, было предложение создать интернет-сообщество, где пациенты будут описывать свои симптомы, а специалист будет на основе описаний ставить диагноз — такого быть не может. Но были и вполне сформированные и применимые на практике предложения».

Сегодня правительство Москвы проводит активные изменения в системе здравоохранения, и важен тот факт, что все эти действия происходят на основе предложений горожан. Проект «Московская поликлиника» был запущен, чтобы собрать как можно больше откликов и пожеланий от пациентов, и в этой части он абсолютно себя оправдал. В результате было получено несколько тысяч предложений, которые будут рассмотрены экспертами с целью внедрения. Фактически москвичи сами реформируют здравоохранение.

Штрихи

Идеи, родившиеся в поликлинике

Как сделать запись к врачу более удобной:

— улучшить систему напоминаний о приеме врача (SMS-рассылки, уведомления на почту, телефон), уведомлений о невозможности приема врача в назначенное время;

— сделать удобным для пациента отказ от сделанной записи или перенос визита;

— создать систему записи на пов-торный прием из дома в случае вызова врача на дом;

— по желанию пациента высылать результаты анализов на e-mail;

— повысить качество работы электронных инструментов самозаписи к врачу.

Как уменьшить очереди:

— увеличить время работы поликлиник, обеспечить работу в выходные дни;

— разделить потоки пациентов, выделив дежурного врача для срочного приема пациентов;

 — создать отдельные кабинеты «здорового пациента» для выдачи справок и других документов, оформление которых не требует врачебного осмотра;

— установить в поликлиниках электронные табло с информацией о движении очереди;

— создать электронные амбулаторные карты, расширить применение электронных рецептов;

— разработать единый стандарт работы регистратуры, включая обязательную заблаговременную раскладку амбулаторных карт пациентов по кабинетам врачей.

Как уменьшить необходимость посещения поликлиники:

— использовать врачебные консультации по телефону;

— создать возможность электронного заказа ряда медицинских документов (справок и т. п.);

— выдавать рецепты на лекарства (при хронических заболеваниях) и молочную кухню на более длительный срок;

— распределить прием пациентов диагностическими службами так, чтобы пациент проходил большее количество обследований за минимальное время.

Как повысить комфортность:

— сделать удобную навигацию, разработать маршрутные листы пациентов, выдавать информационные брошюры;

— оборудовать поликлиники достаточным количеством кулеров с водой, пеленальных столиков и пр.;

— обеспечить туалеты предметами личной гигиены;

— обеспечить работу регистратуры и других вспомогательных служб в соответствии с графиком приема пациентов.

Обсудить эти и другие предложения вы можете на портале «Активный гражданин».