Сенсационные заявления сделал не так давно российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. Во время посещения Центрального научно-исследовательского института машиностроения Роскосмоса (ЦНИИмаш) в подмосковном Королеве Дмитрий Олегович, курирующий в правительстве в том числе и космическую отрасль, взорвал информационную бомбу: «Если говорить о Международной космической станции, есть ли смысл продолжать эту программу в качестве международной экспедиции, которая обращается вокруг Земли? А может быть, решить эту задачу, создавая такого рода станции непосредственно на других планетах? Об этом надо подумать».
Столь революционное предложение, высказанное
Рогозин, по сути, покусился на священную корову — признал, что МКС уже не является эпохальным проектом, магистральным путем в мировой космонавтике. Это, объективно говоря, сегодня во многом будничная, хотя и опасная работа, на которую мы тратим ежегодно огромные деньги, существенную часть космического бюджета. А отдача не столь уж и велика. Критикуют проект все чаще, предлагают даже летать на МКС эпизодически, время от времени.
Но в Роскосмосе обеспечение работы станции является важнейшим направлением. В нынешнем году на МКС отправят четыре пилотируемых корабля «Союз» и шесть грузовиков «Прогресс». А в
Закрывать станцию, конечно же, не лучший вариант, в нее вложено уже более 100 млрд долларов, но и считать МКС вершиной успеха в мировой космонавтике было бы ошибкой. Беда руководителей Роскосмоса, как и многих наших генеральных конструкторов, в том, что нет амбициозных, захватывающих и вместе с тем важных для экономики и науки задач. Что делать, не хватает сегодня нам личностей масштаба академика Королева.
Думается, Дмитрий Рогозин стремился своим заявлением вывести ученых и практиков отечественной космонавтики за рамки дежурных представлений, добавить им дерзости и высоты. При этом подчеркнул: строить международную станцию надо не на Луне, как планируют в
Рогозин предложил не плестись в хвосте планов США, не идти «по самому простому пути, по пунктиру, проложенному американцами». Справедливое замечание. Именно Штаты в свое время задумали построить на Луне обитаемую станцию, и мы тут же заявили о подобных планах.
Слова
А из США продолжают поступать сообщения об испытаниях новых космических кораблей. 2 марта «Труд» рассказал о суборбитальной каравелле SS2 для космических туристов. Не менее интересную новость обнародовал сайт www.space.com.
Майк Уолл, работающий на этом сайте, сообщил о генеральной репетиции предстоящего запуска первого частного космического грузового, а в перспективе и пилотируемого корабля Dragon («Дракон») американской компании Space Exploration Technologies Corporation, или сокращенно SpaceX. Это частный, весьма эффективный разработчик удачных космических ракет — легкой Falcon 1 и средней Falcon 9. Сейчас занимается разработкой тяжелых модификаций. Взявшись за создание грузового транспортного корабля, SpaceX и здесь добилась впечатляющих успехов.
Как выглядит «Дракон»? Это
Первый полет в космическое пространство «Дракон» совершил в декабре
В августе прошлого года НАСА, изучив протоколы наземных и космических испытаний, дало разрешение на стыковку «Дракона» с Международной космической станцией. Это планировалось осуществить 30 ноября
Назначение новой даты старта зависело от того, как пройдут запланированные на начало марта генеральные тестовые проверки. Этот решающий экзамен был проведен несколько дней назад в США на базе ВВС Ванденберг, расположенной на мысе Канаверал, штат Флорида. Ракету Falcon 9 с кораблем «Дракон» заправили топливом по такой же схеме, как это делается и перед реальным запуском. И так же начался обратный отсчет времени. В течение 5 часов проверялись все системы ракеты и корабля, работа наземных служб. Все шло хорошо. Можно было бы и запускать ракету, если бы это были не испытания. Лишь за 5 секунд до старта, как и планировали конструкторы, дали команду остановить пусковые операции.
Итак, главный экзамен выдержан. Теперь стыковка с МКС, по официальной информации, намечена предварительно на конец апреля — начало мая, а старт «Дракона» произойдет 30 апреля. То есть речь идет уже о неделях. Экипаж Международной станции готов к приему «Дракона». Процесс этот будет происходить по той же схеме, что и стыковка с МКС японского беспилотного корабля HTV. Когда «Дракон» приблизится к МКС, его с помощью внешней «руки»-манипулятора возьмут в крепкие металлические объятия и осторожно подведут к стыковочному узлу американского модуля «Гармония».
Компания SpaceX имеет контракт с НАСА стоимостью 1,6 млрд долларов, предусматривающий регулярную доставку грузов и астронавтов на МКС. Пока речь идет о 12 космических рейсах «Дракона». Он в ближайшее время должен взять на себя часть нагрузки, которая раньше приходилась на шаттлы, отправленные на покой.
Другая американская компания, Orbital Sciences Corp, тоже имеющая контракт с НАСА (1,9 млрд долларов), создает свой космический корабль. Он называется Cygnus — «Лебедь». Первый полет «Лебедя» намечен на конец года.
Но SpaceX опережает всех. И не перестает удивлять: недавно компания объявила, что разрабатывает корабль для полета на Марс. Впрочем, ближайшей сенсацией должна стать стыковка космического «Дракона» с МКС.