СВЕТЛАНА ТОМА: "МЕНЯ ВСЕГДА СТАВИЛИ В ПРИМЕР"

Цыганка Рада из ставшего классикой фильма "Табор уходит в небо", актриса Светлана Тома снимается в кино, играет в театре, выступает со своей сольной программой, обучает детей актерской профессии. О работе с режиссером Лотяну, дочери, актрисе Ирине Лачиной и о своей семье Светлана Андреевна рассказала, листая фотоальбом, корреспонденту "Труда-7" Елене Самойловой.

1953 ГОД
Мама придумала моей сестре необычное имя - Фалина. Спустя много лет смотрела мультфильм "Бэмби" и услышала, что подругу олененка зовут Фалина - ушам своим не поверила. Сестра младше на 4 года, поэтому меня оставляли за старшую. Она была озорницей, но мама Фалинку не ругала, а, наоборот, холила и лелеяла, потому что она была слабеньким ребенком. Я страшно ревновала. Сейчас все детские обиды забылись. Фалина - самый близкий мне человек. Жаль, что видимся нечасто. Она живет со своей семьей в Германии.
1959 ГОД
Это фотография со школьной доски почета. В школе я была серьезной, ответственной и очень хорошо училась - меня всегда ставили в пример. Здесь я председатель совета отряда. А когда стала старше, была уже председателем совета дружины. В те времена - очень почетное звание.
1966 ГОД
Эмилю Владимировичу здесь 30 лет, а мне 18. Он был моим первым учителем в профессии. Лотяну на площадке всегда был очень требователен к себе и к другим. На съемках фильма "Красные поляны" отлупил меня за то, что я не могла одной рукой быстро и изящно снять бусы с шеи. Мне показалось это несправедливым, и я заплакала. (кстати, именно этот кадр и вошел в фильм). Но заканчивался съемочный день, и Эмиль Владимирович как ни в чем не бывало становился внимательным и заботливым человеком.
1965 ГОД
Это мой первый фильм, "Красные поляны". Я как раз окончила школу и приехала в Кишинев поступать на юрфак. Шла по дороге в университет, вдруг ко мне подошел мужчина предложил принять участие в кинопробах. Это был актер и режиссер Михаил Христофорович Бадиков. Они с Эмилем Владимировичем Лотяну искали героиню на главную роль. Вот так просто - на улице. У меня и в мыслях не было сниматься в кино, но Лотяну был настойчив, и я зачем-то оставила номер своего телефона. На следующий день - кинопробы, а через неделю я уже была в Карпатах, на съемочной площадке.
1969 ГОД
Когда я была студенткой 3-го курса ЛГИТМИКа, меня пригласили на роль цыганки Маши в фильм "Живой труп" (по Л.Н. Толстому). Алексей Баталов играл Протасова. Очень люблю эту картину. Чего только стоит грандиозный актерский ансамбль: И. Смоктуновский, О. Борисов, О. Басилашвили, А. Демидова и другие.
1975 ГОД
Это мой десятый по счету фильм. За роль Рады я получила всесоюзное признание и множество международных наград. В 1976 году фильму дали главный приз на Международном Кинофестивале в Сан-Себастьяне - "Большую Золотую раковину". Я была невероятно горда этим. Лотяну не выпустили за границу, поэтому приз надо было получать мне. Помню, стояла на сцене, и казалось, что все это не со мной происходит, что мне это снится. "Большая Золотая раковина" хранится сейчас в музее Госкино.
2006 ГОД
Мы с Ириной на "Кинотавре". На сегодняшний день она - актриса с именем. Ирина всегда (никогда) не боялась экспериментов. Сейчас она принимает участие в проекте "Цирк на Первом". Ирина - человек огромной силы, воли и смелости: например, несмотря на то, что ужасно боится высоты, делала номер под куполом. Что касается профессиональных отношений, мы честны друг с другом. Я ей доверяю и всегда прошу, чтобы она пришла посмотреть на мои новые работы.