Арендаторы московских квартир схватились было за голову: и без того запредельные арендные ставки на жилье теперь взлетят до небес. Не будут же владельцы квартир лишать себя 13% арендных денег. Они, безусловно, включат оплату налога в арендную ставку.
Однако вскоре проживающие и работающие в Москве хвататься за голову перестали. Ведь согласно новому миграционному законодательству иностранным гражданам вообще не обязательно регистрироваться по месту пребывания. Достаточно оформиться у работодателя, а потом просто уведомить городские власти: "Вот я здесь работаю на благо столицы, а где живу - не ваше дело".
Отказавшись от регистрации приезжих по месту жительства, законодатели лишили государство возможности получать доход от огромного арендного сегмента рынка недвижимости. Предположим, что Росрегистрация будет скрупулезно передавать ФНС данные о владельцах двух, трех и более квартир - именно такие владельцы интересуют налоговиков в первую очередь. По словам Сергея Денисенко, "таких владельцев в Москве - 145 тыс. человек, есть даже собственники пяти квартир. (Заметим от себя: ни для кого не секрет, что есть владельцы гораздо большего числа объектов столичной недвижимости). Уместно предположить, что они не живут во всех одновременно, а получают с них доход, причем немалый".
Предположить-то, конечно, можно. А вот доказать при отсутствии регистрации граждан по месту пребывания, будет посложнее. На каком основании ФНС будет делать заключение о доходе от аренды? Опираясь на наличие возможности с учетом зарегистрированных квартир? Как в том анекдоте: всех мужчин можно сажать за изнасилование, а всех женщин - за проституцию. Ведь возможность-то есть у каждого.
По большому счету даже наличие регистрации - еще не гарантия того, что удастся доказать факт извлечения доходов. Необходим договор об аренде или зафиксированный по процессуальным правилам факт передачи денег. Регистрация по месту проживания избавила бы общество от возможного "стукачества". Ведь ради сбора сведений о том, кто и где проживает, в ФНС подумывают о возрождении старой доброй традиции информировать. Побуждения вроде бы благие, но довольно спорные. Ведь соседи смогут подтвердить только тот факт, что некий гражданин проживает в некоей квартире. Свидетельство, кстати, зыбкое. Ничто не мешает гражданину заявить: "Ничего не знаю, заходил пару раз в гости - и все дела". Доказать же, уповая на гражданскую сознательность, что за проживание платятся какие-то деньги, и вовсе проблематично.
И зачем только нужны подобные сложности? Стоило отменять регистрацию, чтобы потом подталкивать людей к "стукачеству"? Никто не спорит: регистрация по месту работы, за которую ратуют наши законодатели, важна. Но, на наш взгляд, требуется еще и регистрация мигрантов по месту жительства. Это мнение разделяют власти на местах. Регистрировать по месту жительства было бы проще, эффективнее и, что ни говори, приличнее.
Возможно, однако, работники налоговой службы не так уж наивны. Как оказалось, они предполагают обосновать в суде, что "неуплата аренды - это доход арендатора в материальной форме". А, значит, налог можно потребовать уже от арендатора!
Такой изысканный ход налоговой мысли вызывает восхищение. Непонятно только, почему никто раньше не догадался. Например, к вам в гости пришли друзья, а вы организовали для них застолье. Если они вам за съеденное и выпитое не заплатили, то это, безусловно, материальный доход, с которого можно брать налог. Еще можно брать деньги с тех, кто стреляет сигареты на улице или в офисе...
Наводить порядок на рынке аренды жилья, конечно же, надо. Деньги крутятся здесь огромные. Причем практически в темную. Соответственно и сфера сопутствующих правонарушений чрезвычайно велика. И все-таки, может быть, не стоит превращать москвичей в армию доносчиков? Не перекладывать на них обязанности госаппарата?
Регистрировать иностранных граждан по месту пребывания хлопотно, гораздо проще возложить обязанности по регистрации на работодателей, что и было сделано в январе этого года. Однако, по справедливому замечанию мэра Москвы Лужкова, для осуществления нормальной государственной политики регистрации мигрантов по месту работы недостаточно. Необходима регистрация и по месту работы, и по месту пребывания. Иначе будет невозможно не только взимать налоги, но и оплачивать коммунальные услуги, планировать развитие городского хозяйства и капиталовложения в инфраструктуру, предотвращать криминализацию столицы...