ГЕОГРАФИЯ ФУРАЖЕК

Широкополая шляпа шерифа одного из американских штатов оказалась мне впору. Нацепив на грудь шерифскую звезду и взяв в руки резиновую дубинку (обе неожиданно довольно увесисты!), я строго взглянула на майора Сиводеда. Но Эдуард Иванович почему-то не испугался. Напротив, широко улыбнулся: "Вам эта шляпа к лицу!". После чего предложил примерить головные уборы полицейских Англии, Франции, Израиля, Голландии, Бельгии... К каждому из них был еще и соответствующий китель. А к кителю - нашивки, эмблемы, знаки отличия.

Если бы я согласилась, примерка растянулась бы на добрых полдня. Собранная майором милиции в отставке Эдуардом Сиводедом коллекция обмундирования и атрибутики полицейских "всех стран и народов" насчитывает несколько тысяч наименований.
Начало ей было положено в те годы, когда ныне 70-летний Эдуард Иванович учился в школе милиции. Он очень увлекся историей формы, которую носили его предшественники в дореволюционной и постреволюционной России. Сумел тогда же найти ветеранов из числа первых советских стражей порядка. Получил в подарок один из первых знаков "Отличник милиции". Таковых выпускалось в 20 - 30-х годах минувшего века совсем немного.
К числу редких относится и медаль, выпущенная в 1918 году к первой годовщине "рабоче-крестьянской милиции Северных областей". А также специальный милицейский знак тех лет - только он да удостоверение выдавали в мужчине, одетом в обычную шинель, служителя правопорядка. Знак красуется у Сиводеда на одном из самых почетных мест, под стеклом серванта, и его сразу видно - красный щит с надписью РСФСР на фоне колосьев, "увенчанный" серпом и молотом.
В Германии, в замке Гимборн, расположенном недалеко от Дюссельдорфа, регулярно проходят семинары членов Международной полицейской ассоциации. Став несколько лет назад хобби-секретарем этой ассоциации (есть там такая общественная должность), Сиводед сумел заметно расширить географию коллекции. В ней появились эмблемы и нашивки полицейских Колумбии, Мозамбика, Новой Зеландии, Австралии, Сингапура, Ботсваны, Египта. Заметно пополнилось собрание фуражек. У Эдуарда Ивановича в единственном в России экземпляре имеется ослепительно белая панама служащей бельгийской полиции. Она столь элегантна, что, не исключаю: только ради нее одной дамы из Брюсселя отправляются на нелегкую полицейскую службу.
Пока я рассматривала да примеряла зарубежные экземпляры необычной коллекции, Сиводед достал из ящиков петлицы и шевроны советских милиционеров 1923 года. Они были тогда трех цветов: голубые, зеленые и крапчатые. Вообще форма наших стражей в те годы и вплоть до конца 1940-х менялась довольно часто. Оттого и найти даже простые нашивки теперь настоящая проблема.
Эдуард Иванович, впрочем, оптимизма не теряет:
- Кто ищет, тот всегда найдет, - говорит он и показывает металлическую бляху 1910 года, принадлежавшую десятскому (по нашему теперешнему - участковому) одного из центральных петербургских районов. Ее подарили потомки служивого, случайно узнавшие о собрании.