Руководители хозяйств скрепя сердце стали подписывать документы о погашении прежних кредитов, и суммы возврата кратно выросли. Правда, погасили на 200 миллионов рублей, а должны еще остались в четыре раза больше. Как жить, то есть на какие деньги сеять? В налоговые органы Тульской области и местный филиал уполномоченного правительством "Россельхозбанка" пришли строгие циркуляры из Москвы: собрать с сельских товаропроизводителей все долги до 1 апреля и кредитовать только тех, кто полностью рассчитался с государством.
- На сегодня мы рассмотрели 138 заявок от хозяйств и пока выделили под сев 121 миллион рублей, - рассказывает директор Тульского филиала "Россельхозбанка" Александр Ткаченко. - Причем две трети банковской ставки - это 25 процентов - погасит государство. Но, конечно, рассчитывать на такую поддержку могут не все.
В Тульской области более 400 коллективных хозяйств. То есть каждое третье надеется на помощь государства. Всего же, по данным областной комиссии по делам о банкротстве и несостоятельности, полностью платежеспособными признаны лишь 4 процента всех тульских колхозов-совхозов. Даже некогда известный на всю страну колхоз имени Ленина Новомосковского района в их числе не оказался.
На днях бывший председатель этого хозяйства, а в настоящее время руководитель области был вынужден собрать экстренное заседание, посвященное проблемам посевной. Своих бывших коллег Василий Стародубцев не пожалел.
- В долговую яму хозяйства загнали себя сами, - резюмировал он. - Опять сказались иждивенческие настроения части руководителей, ожидающих, видимо, что долги спишут и еще деньги дадут. Однако те блаженные времена давно прошли. Ныне все дается на возвратной основе.
В былые времена докладчик сам брал столько, что легенды об этом ходили, и, разумеется, почти ничего не отдавал. Поэтому лица тех, кто слушал и собирался брать кредиты сейчас, имели не вполне серьезное выражение.
На этом, собственно, веселье закончилось. Да и чему радоваться, допустим, крестьянам Арсеньевского района, если за месяц до начала посевной кредит получило лишь одно хозяйство из двух десятков. Милостей от государства владельцы земельных паев СПК "Октябрьский" ждать не стали. Председатель Николай Захаров пошел в отделение Сбербанка и оформил кредит без особых проблем.
- Мы бы, конечно, могли продать хранящееся зерно, которого больше тысячи тонн, - говорит председатель, - но очень уж невыгодно. За тонну предлагают 1500 - 1800 рублей. Солярка стоит в три раза дороже!
СПК "Октябрьский" от десятков других хозяйств отличается не только тем, что здесь взяли кредит в "чужом" банке. Главное - здесь не сгниет зерно. Чтобы его использовать, в хозяйстве даже организовали свинарник: все выгоднее, чем отдавать зерно за бесценок или выбрасывать. Хотя, заметим, кормить хрюшек не комбикормами, а ячменем не могут себе позволить даже великие аграрные державы.
Когда-то и в наших краях зерно использовали по прямому назначению. Тульские чиновники любят вспоминать, что в 1900 году на выставке в Париже ячмень, выращенный в соседнем Ефремовском районе, был признан лучшим в мире сырьем для пивоваренной промышленности. Но если бы век назад крестьяне ждали кредитов от государства и были озабочены возвратом долгов, то такого ячменя они бы ни за что не вырастили. Это точно.