ЖИЛИ-БЫЛИ ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ

К северу от Нижнего Новгорода, если ехать по железной дороге на Вятку, вот уже 221 год стоит небольшой город Семенов. Места окрест него по сей день богаты лесными угодьями, непуганой птицей и задумчивыми притоками таежной реки Керженец. Все это за века воспето во множестве местных легенд и преданий. Именно от Семенова начинается паломнический маршрут к знаменитому озеру Светлояр. В редкостно прозрачных глубинах этого чудесного озера якобы со времен Батыева нашествия на Русь покоится так и не покоренный врагом святой град Китеж. Он, как утверждают старожилы, изредка возвещает о себе тихой колокольной мелодией. А особо чистым душой праведникам, долго перед тем молившимся на возвышенном берегу, может "на седьмую зорю" даже показаться вьявь - в виде призрачных башен, теремов и церквей.

Самому мне сего дива подсмотреть не довелось, но многое из увиденного в живописных семеновских окрестностях и в самом районном центре дает право сказать: если бы не многочисленные приезжие - туристы, собиратели фольклора и просто верующие, да не рельсовая магистраль под боком, быть бы Семенову совсем заштатным городком. А так он - известная далеко за пределами Поволжья "хохломская столица". Даже в самую Москву, на Арбат, везут отсюда для продажи разные поделки из дерева. Все вещи не только вполне годятся в хозяйстве, но и затейливо, как еще пращурами завещано, украшены резными кружевами и красочной росписью.
Эти незабываемые "фрески", правда, изрядно поблекшие от времени, украшают и зал ожидания небольшого, но очень уютного вокзала в Семенове. Сам вокзальчик тоже немало повидал на своем долгом веку. Начальник станции Михаил Миролевич, обстоятельно поразмыслив, сообщает, что вокзальное здание построено где-то в 1913 году. И с улыбкой добавляет, что железнодорожники и горожане не без иронии именуют его "нашим краеведческим музеем".
В день моего приезда здесь трудилось 22 человека. По меркам крупных станций, на которых обычно останавливаются скорые поезда, это, конечно, немного. Но такую численность работников продиктовали нынешние объемы работ. За месяц на станцию приходит лишь 50-60 вагонов грузов со строительными материалами, мазутом в адрес районных котельных, жмыхом и ракушечником для производства комбикормов. Сама же станция отправляет товарные поезда, преимущественно со строевым лесом и служит пунктом оборота нижегородских электричек.
Действует тут и свой профком, которым руководит Людмила Уромова, поэтому семеновцы не чувствуют себя оторванными от профсоюзной жизни отрасли. Они, как я убедился, хорошо осведомлены о предоставляемых им льготах и гарантиях, с живым интересом следят за развитием реформы на транспорте. В рядах Российского профсоюза железнодорожников состоят все работающие на станции.
- При наметившемся росте объемов перевозок нам, дежурным по станции, бывает особенно нелегко, - знакомит меня с повседневными заботами станционников член профкома Евгения Трефилова. - Бывает, приходится совмещать свою непосредственную работу с обязанностями составителя поездов, стрелочника, башмачника. Как-то, в очередной "пиковый" момент, я поймала себя на том, что спешу к остановившемуся составу с четырьмя тормозными башмаками в руках. Вместе они, как я потом выяснила, тянут на целый пуд. Но что интересно: когда требовалось побыстрее "заякорить" тяжелый товарняк, и все мысли были об этом, тяжесть почти не ощущалась! Однако даже такой плотной загрузки на работе в нашем коллективе избегать или бояться не принято: так уж воспитаны с детства...
В самом деле, большинство работающих на станции - потомственные железнодорожники, и об отраслевой специфике эти люди еще до начала своей трудовой биографии знали не только из книг.
- Мы все надеемся, что реформирование отрасли позволит улучшить положение железнодорожников, - поделилась своими мыслями сопровождавшая меня в той поездке Е.Лазарева. - Только ведь люди живут не одними ожиданиями светлого будущего, а еще и сегодняшним днем. И в том, чтобы сделать для них этот день хоть чуточку лучше, региональный профком видит свой первейший долг.
А здесь, как и на многих других малых станциях, пока есть много нерешенных вопросов. Острее других стоит в Семенове вопрос улучшения жилищных условий работников. Новое жилье строится в небольших объемах, а старое из-за ветхости все чаще требует капитального ремонта. Это, в свою очередь, тоже перерастает в проблему.
Другая больная тема - сохраняющийся режим укороченного рабочего времени, который отрицательно сказывается на заработках людей. Кроме того, на станции из-за недостатка средств не лучшим образом оборудованы бытовки. В помещении, где прежде был красный уголок, теперь расположилась транспортная милиция. Так что профсоюзные собрания приходится проводить в кабинете начальника станции. Однако на это обстоятельство никто не жалуется. Более того, как замечает его заместитель Валентина Юркова, столь тесное расположение способствует укреплению социального партнерства между профкомом и администрацией.
Но при всех нынешних сложностях есть у работающих в Семенове станционников надежда, что многие из их нынешних трудностей останутся в прошлом. И случится это уже скоро. В окна "музея" хорошо виден недавно возведенный корпус нового вокзала. В нем предусмотрены не только просторные, современного дизайна залы для пассажиров, но и удобные помещения для персонала - бытовки, комнаты отдыха, душевые. У профкома там тоже будет отдельный кабинет. А когда наряду с вводом таких же объектов на других станциях будет окончательно обновлен и "парадный подъезд" Семенова, у здешних железнодорожников прибавится законной гордости за свою профессию.