Насколько прав оказался великий поэт, когда назвал весь остальной мир "чужбиной" для лицеистов. Многие выпускники лицея стали декабристами, оказались на каторге в Сибири, подавляющее большинство лицеистов последних выпусков после революции навсегда оставило Россию. Покидая родину, они как самые драгоценные реликвии увозили с собой все, что было связано с их "отечеством" - лицейские письма, дневники, фотографии, личные вещи, напоминавшие об их юности. Я просматривал все это, и мне казалось, что нахожусь в окружении прекрасных, образованных юношей, свято верящих в лицейскую дружбу и боготворящих Пушкина.
В архиве хранятся свыше пяти тысяч документов. Их классификацией, описанием занималась наша соотечественница Елена Мамонтова, проживающая в Бельгии. Когда мы договорились встретиться с ней, я подумал, что увижу почтенного возраста даму, какими часто бывают архивные работники. Но встретила меня молодая привлекательная женщина двадцати четырех лет. Многоопытные архивные работники с уважением обращались к ней, зная, какую огромную работу она проделала.
Уже подготовлен написанный на французском языке каталог документов, который скоро будет переведен на русский - об истории возникновения лицея, об изменениях, происходивших в нем вплоть до последних лет, о том, что стало на чужбине с его выпускниками.
Лицей возник, как мы знаем, 19 октября 1811 года в соответствии с указом императора Александра I. Этот документ как главная ценность десятилетиями хранился в ковчеге, установленном в парадном зале. "И мы пришли, и встретил нас Куницын приветствием меж царственных гостей", - так вспоминал Пушкин в стихотворении "Была пора, наш праздник молодой..." о дне открытия лицея. Находившийся под влиянием либеральных идей император Александр I считал, что появление в Царском Селе особо привилегированного, близкого к царскому двору учебного заведения позволит воспитать просвещенных государственных мужей, которые своим трудом будут возвеличивать гуманное монархическое правление в России. Выпускники лицея действительно оказались весьма просвещенными, одаренными людьми. Император не предвидел одного: среди них были не только просвещенные, но и свободолюбивые юноши, чьи представления и устремления весьма контрастировали с существовавшими в России крепостническими порядками.
Пушкин окончил лицей в 1817 году, а затем каждый год становился выпускным для других. И так продолжалось ровно сто лет. Все эти годы за лицеем сохранялась репутация учебного заведения, где чуть ли не поощрялось вольнодумство. У лицейского начальства часто возникали неприятности из-за неординарного поведения, смелого выражения мыслей некоторыми его учениками. Хотя, конечно же, они воспитывались в строгих правилах.
В 1843 году лицей переехал в Санкт-Петербург, его стали называть не Царскосельским, а Александровским. Он продолжал оставаться одним из лучших учебных заведений России. Образование, которое получали его выпускники, мало чем уступало университетскому. Естественно, с годами менялась система преподавания в лицее, появлялись новые предметы, соответствующие тем изменениям, что происходили в политической жизни России, в мировой науке и культуре, но неизменными оставались традиции верности и любви лицеистов к своему учебному заведению.
В 1911 году лицей торжественно отметил свое столетие. Празднование состоялось в Зимнем дворце. Некоторые из учеников сохранили приглашения с указанием мест всех присутствовавших почетных лиц. Тогда же, 19 октября 1911 года, в саду лицея состоялось открытие памятника самому знаменитому лицеисту - А.С.Пушкину. Был также создан музей, названный "Лицеана", где стоял уменьшенный вариант памятника поэту работы Опекушина, висел портрет Н.Н.Гончаровой, хранились принадлежавшие Пушкину золотое перо, перстень, письма к жене, пуля, сразившая его во время дуэли. К сожалению, эти реликвии исчезли после Февральской революции.
К тому времени судьба лицея была предрешена. В апреле 1917 года он был закрыт. В сентябре того же года лицей вновь открылся на короткое время, но стал называться уже Пушкинской гимназией. Говорят, ему покровительствовал Луначарский. Однако в апреле 1918 года лицей закрыли навсегда, а его выпускники разлетелись по свету. Одни сложили головы на фронтах гражданской войны, другие оказались в эмиграции. Некоторые не захотели расставаться с родиной. Их судьба оказалась трагичной. Е.Мамонтова показала мне документ, написанный от руки, который начинается с таких слов: "В ночь со 2 на 3 июня 1925-го расстреляны: лицеисты..." И далее следовали фамилии 12 учеников, выпускников, преподавателей лицея. Там же приписка, что последний директор лицея Шильдер умер в тюрьме. Его сын Михаил Шильдер был расстрелян. Еще 20 лицеистов были сосланы на Соловецкие острова сроком от трех до десяти лет. Вероятно, кто-то из бывших лицеистов сумел пережить эти кошмарные события и по памяти восстановить имена своих погибших и сосланных товарищей.
За что пострадали они? Дело в том, рассказывает Е.Мамонтова, что оставшиеся в России лицеисты, сохраняя традицию, уже при советской власти продолжали каждый год отмечать 19 октября как День лицея. В 1924 году их встреча сопровождалась церковной службой в Казанском соборе Санкт-Петербурга, и власти посчитали это чем-то вроде заговора, контрреволюционного выступления.
Но лицейскую годовщину продолжали отмечать оказавшиеся за границей выпускники. Их было довольно много, потому они даже создали Ассоциацию бывших воспитанников Императорского Александровского лицея, которая занималась изучением его истории, организовывала встречи выпускников. Ассоциация обратилась к выпускникам с призывом предоставить в ее распоряжение все хранящиеся у них реликвии. Знакомясь с этими документами, можно понять, что в основной массе оказавшиеся в эмиграции лицеисты были небогатыми людьми. Их главным достоянием оставалась память о лицее, и чтобы ее сохранить для всех, они готовы были расстаться с дорогими реликвиями, передать их в общий архивный фонд.
В 1936 году ассоциация приняла решение передать собранные материалы в Бельгию. Ее выбрали не случайно: здесь у власти находился король, а лицей как-никак считался монархическим учебным заведением. Но главное заключалось в том, что в 1936 году во Франции было сформировано правительство народного фронта, и многие русские эмигранты опасались, что там может произойти то же, что и в России. Руководство ассоциации вступило в переговоры с брюссельским Музеем армии и военной истории о передаче на временное хранение всех документов. Музей согласился принять их, хотя лицей и не являлся военной организацией.
Так и находятся бесценные реликвии на временном хранении, которое затянулось на десятилетия. Ведь забрать документы, как это следует из условий передачи, могут только их владельцы, которых уже нет в живых. Ассоциация бывших воспитанников лицея перестала существовать в начале 70-х годов минувшего уже века. Музей не имеет права ни передать, ни продать архив. Он может лишь выставить для обозрения некоторые из документов. Так что у бесценных реликвий, по сути дела, нет настоящего хозяина.
Жаль, конечно, что архив находится в Бельгии, а не в России, где бы он активнее "работал". Но важно, что он сохранился и остается доступным для специалистов и любителей истории, в том числе из России.