Подведены итоги 67-го Берлинского кинофестиваля
Жюри во главе с Полом Верховеном обмануло ожидания зрителей, включая профессиональных. Все здравомыслящие наблюдатели Берлинале, критики и журналисты, надеялись, что «Золотой медведь» попадет в руки финского режиссера Аки Каурисмяки, снявшего самый актуальный и безусловно самый талантливый фильм конкурсной программы. Тем более что на церемонии закрытия директор Берлинале Дитер Кослик подчеркнул гражданскую и политическую ориентацию Берлинале, особенно важную в современном мире, переживающем убийственные конфликты.
Между тем Каурисмяки получил всего лишь «Серебряного медведя» – приз за режиссуру, хотя и без этой награды всем давно очевидно, что он – живой классик независимого кино. А его фильм (мы о нем писали в наших репортажах) «Обратная сторона надежды» – о взаимопомощи слабых, но благородных людей – наверняка останется в истории кино. Что ж, жизнь несправедлива и в кинофестивальном пространстве.
Совершенно непредсказуемым оказалось присуждение высшей награды – «Золотого медведя» – картине «О теле и душе» венгерского режиссера Илдико Эньеди. Ей же достались призы Экуменического жюри и международного жюри критиков. Эньеде не снимала восемнадцать лет. Зато прославилась когда-то фильмом «Мой ХХ век», в котором снимался Олег Янковский. За свой первый фильм эта венгерка получила «Золотую камеру» на Каннском фестивале. Потом она снимала документальное кино и сериалы, и теперь – вновь внушительный успех. Эньеде сняла чувственный фильм: жесткий и нежный. Сказочные пейзажные кадры она смонтировала с ужасом скотобойни, где работают ее герои. Мария выглядит вполне аутичной или социально неприспособленной молодой женщиной, которая не имеет даже мобильника. Она – контролер качества товара на будапештской скотобойне. Притом обладает уникальной памятью и непримиримой ответственностью, когда штрафует работников за лишний жир на мясе животных. Ее начальник – тоже существо нелюдимое и необычное. Им предстоит преодолеть свои комплексы, а фильму постепенно трансформироваться, увы, в слезливую мелодраму. Но прежде – на ироничном сеансе у психолога – выяснится, что героям снится один и тот же сон о том, что они превратились в оленей, блуждающих по лесу. Психолог не верит, но режиссер настаивает на такой внутренней связи пока что отдаленных друг от друга и несколько дурашливых (в позитивном смысле слова) персонажей.
Тело для Эньеде видится материализацией души. Поэтому убийство животных – это преступление. И фильм она выстраивает на контрастах, сочетая залитые кровью стены и пол скотобойни с мечтательными сновидческими сценами.
Некоторые критики сочли ее картину «девичьей историей», не лишенной, впрочем, скрытого юмора и пластического изящества. Так или иначе, но странные герои, не вписанные поначалу в «нормальную» жизнь, пришлись по душе изощренным знатокам кино, заседавшим в трех жюри.
Гран-при удостоился Ален Гомис, снявший достойную «Фелисите» (мы также писали о ней в репортажах с фестиваля). Жюри прельстила обворожительная героиня, талантливая певица и униженная, но горделивая мать искалеченного сына.
«Серебряные медведи» за лучшую мужскую и женскую роли были вручены отменным актерам. Австриец Георг Фридрих сыграл в фильме немецкого режиссера Томаса Арслана «Белые ночи» травмированного героя, отправляющегося из Германии в Норвегию на похороны отца. В это путешествие он берет своего четырнадцатилетнего сына, с которым редко встречается, поскольку с его матерью разведен. Отношения Михаэля (так зовут персонажа Фридриха) с собственным сыном зеркально отражают его отношения с умершим отцом, с которым они не виделись пять лет. Трудные характеры ближайших людей – содержательная интрига сценария. Этот типично фестивальный фильм – минималистский, строгий по стилистике, но обостренный переживаниями главных героев, пытающихся найти друг в друге опору и нежность, лишается предсказуемости благодаря точности и сдержанной ярости Георга Фридриха.
Ким Минхи, отмеченная как лучшая актриса, снялась в роли актрисы в картине знаменитого корейского режиссера, любимчика фестивалей, Хонг Сансу. «В одиночестве на пляже ночью» – тонкая история молодой женщины, брошенной замужним кинорежиссером, но ждущей с ним встречи сначала в Германии, куда она направилась зализывать душевные раны, а потом в Корее. Стремление увидеть, почувствовать неискаженную личными обстоятельствами прелесть бытия – залог приязни к этому интеллигентному фильму, «прошитому» отличными диалогами и населенному обаятельным присутствием смелых в проявлении своей самости персонажей.
Наконец престижный приз Альфреда Бауэра, которым награждают «за инновацию», вручили Агнешке Холланд. (О ее фильме «След зверя» также шла речь в прошлых материалах «Труда»).
Весьма немолодая полька доказала, по мнению жюри, что возраст не является помехой в дерзком замысле. А ведь именно желание реализовать актуальное сегодня смешение жанров (черную комедию, феминистский триллер) в одном фильме обеспечило победу Холланд в статусной номинации. К тому же главная героиня польской картины тоже, как и режиссер, не собирается смиряться с преклонными годами и пускается во все тяжкие, чтобы защитить природу, животных от истребления, а еще почувствовать себя полноценной женщиной, не склонной к лицемерному поведению, реакциям, действиям.
Разочарования, которые профессиональные наблюдатели обычно испытывают по отношению к решениям жюри, на последнем Берлинале были смягчены сбалансированным и не слишком тривиальным вердиктом Верховена с компанией.