Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) планирует снижать себестоимость на 2-3% ежегодно за счет новой программы малобюджетных проектов. Цель — обеспечить дальнейший рост эффективности. В компании считают, что относительно небольшие и быстроокупаемые инвестиции будут способствовать этому в непростых экономических условиях. В 2015 году себестоимость продукции ММК составила более 4 млрд долларов. Это означает, что новая программа может сэкономить компании около 100 млн долларов.
Программа малобюджетных проектов, которая позволит Магнитке стабильно снижать себестоимость, не прибегая к масштабным инвестициям, была представлена директором по развитию бизнеса и управления эффективностью ОАО «ММК» Максимом Лапиным на ежегодном саммите «Неделя металлов и горной промышленности России и СНГ».
По сути, речь идет о довольно распространенной в промышленности практике — поощрении рационализаторской деятельности сотрудников. Но, как оказалось, если избавить эту практику от бюрократии и добавить в нее системность, результаты могут быть значительными.
Идеи для малобюджетных высокоэффективных проектов на ММК подают сотрудники комбината на конкурентной основе. Срок их окупаемости составит не более двух лет, а максимальная стоимость не превысит 100 млн рублей. При этом сотрудник, чья идея успешно реализована, получает вознаграждение в зависимости от экономического эффекта своего проекта. Как говорит представитель ММК, в среднем каждый такой проект стоит компании 5-10 млн рублей, и окупаются они менее чем за год.
Для того чтобы поставить систему микрокапексов на поток, компания разработала модель из четырех шагов по их внедрению. Это значительно ускорило весь процесс — от зарождения идеи до ее реализации проходит не более полугода. Во-первых, ММК определил лимит под микрокапексы (не более двух лет окупаемости и не дороже 100 млн рублей). Во-вторых, был обеспечен простой формат подачи заявки, чтобы избавить сотрудников от лишней бюрократии. Заявку можно подать всего на одной странице и для ее одобрения требуется не больше пяти подписей. Третий шаг — выбор проектов и организация их внедрения. При этом конкуренция между проектами настолько велика, что первыми запускаются те, кто дает максимальную экономию в минимальные сроки. На четвертом этапе был организован мониторинг внедряемых проектов и анализ результатов.
Как говорят в компании, годовой лимит в 1 млрд рублей на внедрение малобюджетных проектов может быть расширен, если в среднесрочной перспективе планы по снижению себестоимости совпадут с результатами реализации программы.