Главная Культура 00:29 20 Февраля 2015 4258
Образец для Образцовой

Тамара Старженецкая – имя, которое не вычеркнешь из истории русского искусства

Сергей Бирюков

Выставка, открывшаяся в Москве в библиотеке — культурном центре имени Волошина, не просто открытие вычеркнутого из истории современного отечественного искусства яркого имени. Это дань памяти как минимум двум выдающимся русским женщинам, одна из которых — талантливая, но, увы, известная лишь узкому кругу знатоков художница театра, другая — примадонна, перед которой преклоняется, даже после ее ухода из жизни, весь культурный мир.

Эскизы к балету Арифа Меликова «Легенда о любви» и другим спектаклям. Фото автора

Речь о Тамаре Старженецкой и Елене Образцовой. Кто такая Образцова — никому не надо объяснять. С другим именем сложнее. Впервые автор этих строк услышал о Тамаре Старженецкой от Галины Павловны Вишневской, когда та, уже на закате жизни, рассказывала о своем первом звездном взлете в Большом театре — спектакле «Аида»: гениальная режиссура Бориса Покровского, мощное музыкальное решение дирижера Александра Мелик-Пашаева, Георгий Нэлепп и Вера Давыдова в качестве партнеров на сцене... И немыслимой красоты и размаха живописное оформление. Которое потом, по словам Вишневской, просто сожгли — когда спектакль уже не шел и ему на смену пришли другие постановки. Что имеем, не храним.

Эти слова, к сожалению, можно было бы поставить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Старженецкой — аристократки духа и крови. Вот что рассказала на открытии выставки дочь художницы и наследница ее профессии Ирина:

— Мама родилась в 1912 в семье надворного советника, инженера путей сообщения Георгия Старженецкого-Лаппы, отпрыска старинного польско-литовского дворянского рода. Вскоре грянула революция, выкосившая почти всех Старженецких, из трех родных братьев избежал расправы только мамин отец — он получил охранную грамоту как специалист по строительству туннелей и мостов.

Родовой герб Старженецких-Лаппа. Фото автора

 Однако то, на что не решилась ЧК, сделали разруха и голод: Георгий Павлович скоропостижно умер в 1921 году. Когда Тамаре, сызмальства проявившей художественный дар, пришла пора поступать в вузы, выяснилось, что дворянскую дочь, даже имеющую опыт практической работы в архитектурной мастерской братьев Весниных, никуда не берут.

По словам Ирины Старженецкой, лишь в 1940 году ее мать приняли в художественный институт имени Репина. Но разразилась война, часть блокады Тамара провела в родном городе, затем — эвакуация в Среднюю Азию, рождение дочери в поезде на обратной дороге из Самарканда в Москву...

Новый шанс судьба дала в 1949 году: Тамара заняла второе место в конкурсе, объявленном Большим театром, и сразу получила заказ на постановку «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Большая романтико-историческая опера — что может быть привлекательнее для художника? Но шанс тут же и отняли: наступила кампания борьбы с космополитизмом, и библейский сюжет с еврейскими именами стал остро неактуальным. Готовые эскизы остались достоянием личного архива художницы.

Эскиз костюма Амнерис. 1951 год. Фото автора

Только в 1951 году все сошлось: та самая «Аида». Где пригодились и талант Тамары, и ее интерес к истории, и ее вкус к восточным мотивам. Притом ее ярко романтичную работу одобрили С.И.Ходжаш и И.М.Лосева — хранители египетских древностей в ГМИИ имени Пушкина. Затем последовали опера «Демон» Рубинштейна, балет «Сказ о каменном цветке» Прокофьева и другие спектакли. Но в середине 1950-х главным художником в Большой пришел Вадим Рындин, который предложил Тамаре Георгиевне ограничиться разработкой костюмов. Она же мыслила себя в монументальных работах. И, обладая резким неукротимым характером, хлопнула дверью. По сути став художником-скитальцем, создавая спектакли в Ереване, Тбилиси, Киеве, Донецке, Ташкенте, Волгограде, Саратове, Воронеже, Куйбышеве (нынешней Самаре).

Сцена судилища из «Аиды». 1951 год. Фото автора

Странничество оказалось глубинным свойством натуры Старженецкой. Она стала путешествовать, объехав немало стран, но больше всего, конечно, изучала Родину. В 75 лет увлеклась морской темой, отправилась на Сахалин, Курилы, Камчатку, море Лаптевых, покоряя сопки с этюдником в руках. И — неожиданно вернулась к музыкальной теме, создав символические композиции на темы Седьмой («Ленинградской») и Тринадцатой («Бабий яр») симфоний Шостаковича...

Тамара Старженецкая в мастерских Большого театра. 1950 год. Фото из архива Ирины Старженецкой

О силе воли Старженецкой говорит даже такой факт: она утверждала, что вопреки всем невзгодам доживет до 90. И почти дожила — нескольких месяцев не хватило.

Но как же выставка Старженецкой связана с Образцовой? Очень просто: Елена Васильевна дебютировала в Большом театра — кстати, ровно 50 лет назад — в той самой «Аиде». В образе египетской царевны Амнерис — главной трагической героини этой оперы. В костюмах Старженецкой безумно талантливая и немыслимо красивая Елена производила сногсшибательное впечатление, о чем хранят свидетельство кинопленки середины 60-х и начала 80-х. Поэтому на экспозиции картины, эскизы, фотографии Тамары Георгиевны и ее семьи перемежаются со снимками великой певицы.

Ну и наконец: почему событие состоялось не в Большом театре, а в библиотеке — внешне скромной, хотя и известной на всю Москву своим клубом любителей египетской старины? Снова просто: этим клубом руководит египтолог (кстати, нередко выступающий на страницах «Труда») Виктор Солкин. Для которого «Аида» — вдвойне родная тема: это о Древнем Египте, а кроме того его, Виктора, мама Римма Четкина всю жизнь проработала в мимическом ансамбле Большого театра, и ей многие годы доводилось самой носить костюмы Старженецкой и держать шлейф царевны Амнерис — Елены Образцовой, тоже придуманный Тамарой Георгиевной. Кстати, на экспозиции, открытой по 15 марта, почти все предметы предоставлены Ириной. В Большом театре так и не собрались ни устроить выставку своей художницы, ни хотя бы выпустить о ней буклет. Дело и имя Старженецких живо прежде всего собственными силами этого уникального рода, оказавшегося сильнее жестокостей века.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9432
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?