Киевская война разгорается, и не видно силы, что ее потушит
20 февраля Виктор Янукович объявил днем траура на Украине по погибшим во время массовых волнений. Однако в этот день убитых оказалось больше, чем за все три месяца противостояния на Майдане. По Киеву катится настоящая, большая и кровавая война.
В среду вечером лидеры оппозиции провели переговоры с президентом и вроде бы договорились о перемирии. Хотя какое перемирие, если молодые головорезы «Правого сектора» заранее предупредили, что пойдут в бой? Их лидер Дмитро Ярош публично отказался от перемирия и призвал бойцов «усилить режим внутренней оккупации в стране»: «Ситуация в областях и столице позволяет раз и навсегда решить вопросы национальной революции!»
Политическим игрокам киевской трагедии приятен миф о неких «экстремистах», которые своими радикальными действиями ломают переговоры оппозиции и власти. На самом деле «Правый сектор» – одна из сотен самообороны Майдана, которая четко координирует свои действия с лидерами мятежа. Прежде всего с бандеровцем-депутатом Тягнибоком и главным комендантом, львовским депутатом Андрием Парубием.
В итоге утром в четверг майданные сотни снова бросились в бой. Атака застала врасплох солдат внутренних войск, занимавших только что освобожденный Октябрьский дворец. Пленных вэвэшников погнали на Майдан.
В десяти минутах ходьбы отсюда – резиденция администрации президента, где должна была состояться встреча Виктора Януковича и представителей оппозиции с главами МИД Германии, Франции и Польши. Говорят, именно по итогам этой встречи на Банковой улице европолитики собирались вводить персональные санкции против команды украинского президента, «виновного в применении насилия против своего народа». Клан Януковича не просто попадал под огонь беспощадной критики, но и рисковал потерять свои деньги, недвижимость и бизнесы в Западной Европе. Но вместо разговора о подавлении мирных акций произошло нечто иное: под взрывы гранат и залпы трио евроминистров (Лоран Фабиус, Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорски) было срочно эвакуировано из зоны боевых действий в неизвестном направлении. Вместе с ними бежал весь аппарат кабмина и Верховной рады. Спецназ «Беркут», минувшей ночью плотно блокировавший Майдан, вдруг снялся и ушел в сторону станции метро «Арсенальная».
Естественно, при таком батальном пейзаже речь о санкциях уже не идет. Только поможет ли это самому Януковичу, который действительно виноват в раскрутке невиданного гражданского противостояния?
Виноват хотя бы потому, что три месяца подряд трусливо отказывался использовать свои президентские полномочия для подавления антиправительственного мятежа.
Сколько раз украинские силовики гнали повстанцев, сметая баррикады и всякую попытку сопротивления! Но раз за разом получали приказ отойти. Сейчас «Беркут» материт своего президента не хуже революционеров.
Тем временем «восставшие революционеры» заявили, что приложат максимум усилий для прекращения кровопролития в случае ограничения полномочий Януковича. Если Верховная рада отменит его «диктаторские полномочия», бойня будет прекращена, а высокопоставленным чиновникам гарантированна безопасность. Это ультиматум от все тех же Дмитрия Яроша и командующего «самообороны Майдана» Андрея Парубия.
– Властям Украины необходимо провести в стране выборы, – одновременно с Майданом заявляет в телеэфире министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.
Вот он, выход из капкана?
– Если действительно объявят внеочередные президентские выборы, но при этом Янукович не сможет разогнать майдан, избиратели Юго-Востока откажутся голосовать за него, – доказывает аналитик из Днепропетровска Людмила Златоустовская. – Усмирение бандеровцев становится единственным шансом Виктора Федоровича вернуть симпатии своего русскоязычного электората. Хотя сегодня такая задача кажется практически невыполнимой…
На площади перед зданием областного совета Ивано-Франковска выставлен большой гроб. На крышке гроба горят свечи и стоит фотография Януковича. Прикарпатские депутаты выехали в столицу во главе очередного отряда «неравнодушных франковчан». Отправились не с пустыми руками – везут стрелковое вооружение и боеприпасы воинской части 1241, захваченной в Ивано-Франковске.
Когда в ночь со вторника на среду была упущена последняя возможность тотальной зачистки Майдана, по всей Западной Украине, как по команде, прокатилась «ночь гнева». В 10 областях Галичины и Карпат ночные погромщики захватили управления милиции, СБУ, ГАИ и прокуратуры. Везде взломаны оружейные комнаты. Волна захватов стартовала со Львова. После погрома начальник львовской милиции Александр Рудяк сообщил, что из райотделов города исчезло около 1200 единиц оружия – пистолеты и автоматы Калашникова – и больше 13 тысяч патронов. Есть информация, что львовские огнестрелы уже уехали в Киев.
Воспользовавшись размывом железнодорожного полотна на перегоне Малин – Пенизевичи, власти остановили движение поездов из Львова, Ужгорода, Ивано-Франковска и Трускавца. Одновременно тормознули пассажирские составы Черновцов, Тернополя и Ковеля. Помогло, но ненадолго. Подкрепление Майдана с грузами оружия проникает в столицу обходными путями, на машинах и даже пешими отрядами.
Банальный пожар гаражного кооператива на киевской окраине. Спасатели потушили огонь за считанные минуты, а когда начали разгребать мусор, нашли картонную коробку, в которой было 60 боевых гранат и пластиковая бутылка с химическим веществом для изготовления взрывчатки. Взрыва не произошло лишь по счастливой случайности.
Банды повстанцев-селян бродят вокруг столицы. Пока вооружены в основном дубинами, топорами и «коктейлем Молотова», но все чаще появляются огнестрелы. Одна такая банда жжет междугородние автобусы на одесской трассе близ Умани. Исторический городок известен всему миру жестокой «уманской резней». Это кульминационный момент гайдамацкого восстания 1768 года, получившего название «Колиивщина», когда отряды атаманов Гонты и Железняка вырезали 20 тысяч поляков и евреев, вплоть до грудных младенцев.
События описаны в самой кровавой поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки». Ее невозможно читать без ужаса. Однако сейчас депутаты-оппозиционеры открыто грозят устроить «Колиивщину» по всей Украине. Народ словно сошел с ума. На украинско-польской границе построили баррикады и подожгли шины. Три сотни протестующих блокируют автомобильное движение через пограничный пункт Краковец – один из крупнейших между двумя странами. Подогнали полсотни грузовиков и перекрыли все полосы международной трассы. Зачем – совершенно не понятно. Со стороны Польши выстроилась огромная очередь, но галицкие мятежники обещают «стоять до последнего».
– Тут у нас є другий фронт. Перший на Майдані, а хто не міг туди – прийшов сюди, – возбужденно доказывает журналистам Павло Кобзяк, активист из львовской Яворищины.
Имея таких соотечественников, киевляне массово скупают крупы, консервы, спички. Уже начались перебои с доставкой дешевого хлеба. Жители бросились в супермаркеты, полки с продуктами пустеют на глазах. Резко вырос спрос на авиа- и железнодорожные билеты. По сути, началась эвакуация. С самого утра выстраиваются очереди к банкоматам, и уже очень скоро деньги в них заканчиваются. Далеко не всегда удается получить наличку в банковских кассах. Практически все банковские отделения центра города закрыты. Валютный курс растет каждый день, доллары и евро стали дефицитом.
Только жизни дешевеют.
Как воспринимают события на родине украинские олимпийцы в Сочи? За ответом сразу после окончания командных спринтерских гонок корреспондент «Труда» отправился к лыжникам сборной Украины.
Увы, те предпочли не обсуждать кровоточащую тему и выбрались со стадиона окольными путями. И все же один из тренеров по фристайлу согласился на разговор, но при условии анонимности. Он решился на это после того, как узнал, что у меня самого на Украине близкие родственники и что я тоже очень тревожусь за них.
– Конечно, все мы потрясены событиями в Киеве и других регионах. На душе у всех тяжело, выходить на старт с мыслями о пожаре в доме, сами понимаете, ужасно. Но ребята и девушки выходят. Периодически в интернете появляются сообщения, будто некоторые наши олимпийцы отказались от участия в соревнованиях в знак протеста. Так вот, это утки! И никакого разделения на «западенцев» и «восточных» здесь, в сборной, нет. Поймите, мы одна команда, хоть и попавшая в трудные обстоятельства. У одного нашего спортсмена на Майдане погиб близкий родственник. Он с утра ходил с черной повязкой на рукаве. Но представитель МОК строго его предупредил: согласно хартии, в Олимпийской деревне и на спортивных объектах не место политическим демаршам. И хотя по нашему обычаю во многих деревнях носят знаки траура, парень не стал спорить и повязку снял. Лично я вовсе не симпатизирую Януковичу. Но уверен, что всем недовольным его политикой следовало бы дождаться очередных выборов, а не затевать войну в центре столицы и по всей стране...
Мы еще говорили, когда в нашу сторону бегом направилась дама в форме, похоже, литовской сборной и крупный парень с видеокамерой. Сунув украинскому тренеру микрофон под нос, тележурналистка потребовала дать оценку событиям в Киеве. А когда мой собеседник потребовал выключить камеру, репортер сама взялась с азартом вещать: вся Литва, а с ней и вся Европа поддерживает украинский народ в его стремлении к свободе в борьбе против ненавистного узурпатора Януковича.
И тогда тренер сказал совсем не то, чего от него ждала дама:
– Вообще-то нормальный украинский народ сидит по домам либо трудится. А то, что сегодня происходит, – это падение в такую яму, что я даже не представляю, сколько времени нам придется из нее выкарабкиваться. И не надо весь народ зачислять в бузотеры!
Константин Затулин, директор Института стран СНГ о ситуации на Украине.
– Константин Федорович, готова ли Россия и дальше поддерживать верховную власть на Украине?
– Россия настроена помочь и помогает властям Украины. Весь вопрос, в коня ли корм. Насколько эти власти готовы опереться на поддержку сочувствующего им востока и юга Украины, готовы ли они вообще последовательно выполнить обязанности по защите мирного населения от тех бесчинств, которые происходят сегодня в стране.
– Почему Янукович не решается дать отпор радикалам в Киеве?
– Поведение Януковича определяется во многом его личными качествами. А возможности для прекращения вакханалии в центре Киева у него все еще есть. Но они быстро сокращаются, съеживаются от его нерешительности и постоянных оглядок на Запад. Да и с оценкой ситуации у Януковича серьезные проблемы. Продолжает жить иллюзиями, будто он президент всей Украины. Но сегодня это уже не так. Это иллюзия, что при каких-то обстоятельствах и ценой уступок Виктор Федорович способен замирить тех, кто выступает на Майдане, и ублажить Запад. И в Европе, и в США уже списали Януковича со счетов. А ему в этом страшно себе признаться. А тут еще такая гиря, как бизнес, авуары за рубежом, причем не только его личные, но и его окружения. Речь о «коллективном Януковиче». Это болезнь, метастазы которой поразили верхушку Украины. Именно ощущение, что им есть что терять, сдерживает его людей от ответственных и крайне необходимых решений. А в результате они мямлят и топчутся на месте, зато по-хозяйски ведут себя в украинском доме радикалы из оппозиции.
– Парламентская оппозиция ведь тоже уже не контролирует улицу...
– Нет сомнений, что лидеры оппозиции используют энергию радикалов, хотя не собираются нести ответственность за их действия. А с другой стороны, они не собираются выполнять какие-либо обязательства, взятые на переговорах с Януковичем, прячась за фразу «мы их не контролируем». Смотрите: по всем западным каналам объявляют, что Янукович достиг перемирия с лидерами оппозиции. А в результате этого «перемирия» начинают стрелять снайперы, снова трупы на улицах, идет грабеж оружейных складов. На западе страны правоохранительные органы начинают легально переходить на сторону мятежников. У меня и раньше было ощущение, что все эти захваты местных администраций делаются для телекартинки. На самом деле по своему составу эти администрации мало чем отличаются от тех, кто их штурмует. Идет раскол четко по линии свой – чужой, то есть запад – восток. К примеру, вице-губернатор Харьковской области бросил свою работу и уехал во Львов, откуда он родом. Там же, где губернаторы действительно чужие для местных радикалов, происходит то, что случилось в Луцке, где главу области приковали наручниками и били перед видеокамерой. Еще немного, и это все будет напоминать свержение Наджибуллы в Афганистане, то есть начнут просто вешать глав администраций за ноги. И если власть собирается вести переговоры с такой оппозицией, то она себя просто дискредитирует и деморализует своих сторонников на востоке и юге Украины.
– В какой момент России все же придется вмешиваться в тамошние события?
– Только когда на Украине вспыхнет полномасштабная гражданская война, появятся потоки беженцев и поступит обращение законных органов украинской власти к нам за помощью.
– А если не останется этих законных органов?
– Вполне возможно, что к тому времени центральных органов уже не будет, но останутся структуры местной власти. Вряд ли существует перспектива, к примеру, свержения изнутри Верховного совета Крыма, а он сегодня выражает точку зрения крымского населения. Также никуда не денутся областные советы на востоке Украины – если возникнет полный вакуум центральной власти, они будут вынуждены взять всю полноту ответственности на своих территориях. Потому что в этом случае речь будет идти не о судьбе Януковича или судьбе государства Украина – речь будет идти о жизнях тысяч людей, в том числе и наших соотечественников.
Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ
– Мы, конечно, сотрудничество продолжим по всем направлениям, по которым договаривались... в то же время для этого необходимо, чтобы сами партнеры были в тонусе и чтобы власть, которая на Украине работает, была легитимной и эффективной, чтоб об эту власть, как о тряпку, ноги не вытирали.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
– Президент Украины предложил главе российского государства направить в Киев представителя для участия в переговорном процессе с оппозицией в качестве посредника. Как известно, Владимир Петрович (Лукин) обладает богатейшим опытом дипломатической службы, значительным авторитетом среди правозащитников, возглавлял крупную оппозиционную партию.
Валентина Матвиенко, глава Совфеда
– То, что мы видим (со стороны западных политиков), это либо замалчивание преступлений радикалов, либо необоснованные претензии в адрес властей Украины.
Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики
– Кстати, если бы чеченский ОМОН и правда был сейчас в Киеве, то митингующие с Майдана и мусор за собой убрали бы.