Возрождено Всероссийское хоровое общество

Роспуск ВХО 25 лет назад на гребне перестройки признан ошибочным шагом, нанесшим вред образованию, воспитанию и культуре в стране

В России возрождается Хоровое общество — решение об этом приняло собрание ведущих деятелей хорового искусства, прошедшее в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки. Цели Общества — помощь хоровым училищам и колледжам, популяризация пения в общеобразовательных школах, проведение музыкальных фестивалей и конкурсов.

Всероссийское хоровое общество существовало с 1959 по 1987 год. Учреждено оно было по инициативе выдающегося мастера хорового дела Александра Свешникова — дирижера, выросшего из среды церковных регентов, основателя Московского хорового училища, многолетнего ректора Московской консерватории. Фигура Свешникова символична — он принадлежал к тем отечественным музыкантам, которые обеспечили преемственность традиций русской хоровой музыки, не дали им угаснуть в стране, где все, что связано с религией, в том числе практика церковного пения (а это одна из важнейших основ русской национальной культуры), на протяжении почти 70 лет подвергалось гонениям.

В разные годы ВХО возглавляли такие легендарный музыканты, как Анатолий Новиков (композитор, автор песни «Эх, дороги»), Александр Юрлов (создатель знаменитой капеллы, впоследствии названной его именем), Владислав Соколов (многолетний руководитель Московского государственного хора)... Общество проводило фестивали, патронировало детские хоровые коллективы... Однако в 1987 году, одновременно с созданием Всесоюзного музыкального общества (ныне — Союз музыкальных деятелей России), Хоровое было распущено. Считалось, что новая организация сможет выполнить все задачи упраздняемой. Но реальность оказалась иной. По ряду позиций в хоровом деле был сделан ряд шагов назад. Особенно досадны изменения, произошедшие в массовом образовании, главное из которых — отмена уроков пения в школах. Хотя остались уроки музыки, но это не одно и то же. Конечно, всякий культурный россиянин должен знать, кто такие Бетховен и Глинка, но не менее ценная способность — спеть мелодию «Оды к радости» или «Славься». К сожалению, громадное большинство наших соотечественников этого сейчас не умеют. Если вы за границей — в Германии, Англии, Америке — встретите группу местных школьников, направляющихся, скажем, на экскурсию, то есть большой шанс застать их поющими хором. Россияне, оказавшиеся, допустим, в туристической поездке, — и молодежь, и люди постарше — запоют разве что после определенного допинга, и вряд ли это пение (речь, конечно, не о профессиональных музыкантах) будет стройным.

А ведь хоровое пение, как, пожалуй, ничто другое, сплачивает людей духовно. Не зря говорят: народу, поющему хором, не угрожает судьба Вавилона. Именно на эту древнюю истину ссылается председатель комиссии по культуре и историко-культурному наследию Общественной палаты России Павел Пожигайло, когда объясняет, что заставило его поднять вопрос о возрождении Хорового общества:

— Решение пришло неожиданно. Мы открывали памятник Столыпину у Белого дома, подошел президент страны и говорит — молодцы, а что у вас дальше?.. Я отвечаю: надо поднимать музыку и литературу, работаем над созданием Литературного общества, объединяющего писателей, критиков, преподавателей, чтобы защитить наше культурное пространство от чуждых вторжений, от того, что уничтожает в человеке человека. И точно так же надо воссоздавать Хоровое общество... Тогда же я высказал президенту свою точку зрения на культуру как главную опору в стратегии национальной безопасности. Да, армия и оружие важны, но они мало что могут, если люди не сильны духом. Даже образование само по себе не решает проблемы, если оно не связано с духовной культурой. Сегодняшнее наше образование — машина по воспитанию и отправке за рубеж лучших российских детей...

Инициативу по воссозданию ВХО поддержали десятки российских хормейстеров и представителей других музыкальных специальностей. На учредительном съезде в Москве, прошедшем 15 февраля, можно было видеть Владимира Минина, Эдуарда Маркина, Сергея Четверикова, Евгения Боброва и других ведущих хоровых дирижеров страны, ректора Московской консерватории Александра Соколова, председателя Союза композиторов России Владислава Казенина... Присутствовал и руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев — очевидно, к его приезду в связи с проектом «Премьеры Мариинского театра в Москве» и приурочили собрание. Все собравшиеся единогласно проголосовали за предложение избрать Гергиева председателем Российского хорового общества. По поводу чего Валерий Абисалович пошутил:

— Если хочешь двинуть дело, поручи его самому занятому человеку.

Но от предложения не отказался. И уже всерьез продолжил:

— Россия всегда пела хором. Вспомните замечательные хоровые партитуры Глинки, Чайковского, Балакирева, Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича... И все мы с вами вышли из детского хорового пения. В некоторых регионах их главы, когда я завожу речь о необходимости учить пению в общеобразовательных школах, отмахиваются: да не хотят дети петь, им компьютерные игры интереснее, нам бы хоть от наркотиков их уберечь... Но все эти ссылки на вечные трудности — не более чем замечательная причина ничего не делать. Мы должны заложить государственную программу подъема культуры в школе. Нужно умное, сбалансирование соотношение науки, литературы, пения... И решать надо не завтра, а сегодня. По поводу перспектив нашего Хорового общества высказываю очень осторожный оптимизм. Мы с вами можем много прекрасных решений принять. Но все в конечном счете будет решаться не в столицах, а в маленьких городах, в районных и деревенских школах. Вот им мы должны помочь.

На учредительном съезде избрали правление ВХО в количестве 35 человек. Ответственным секретарем назначили инициатора воссоздания общества — Павла Пожигайло. Прозвучало также сообщение о том, что попечительский совет Общества согласилась возглавить вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.