На самарском авиазаводе «Авиакор» собрали самолет Ту-154 под номером 998 – последний из серии «тушек»
Вчера в 13.00 на самарском авиационном заводе «Авиакор» состоялась передача Ту-154 заказчикам из Минобороны. В адрес инженеров и конструкторов были сказаны слова благодарности, но по сути церемония выглядела как прощание. Лайнер под номером 998 стал последним из знаменитой серии «тушек», которая принесла славу отечественному самолетостроению.
В 1969 году опытный Ту-154 на салоне в Ле Бурже стал настоящей сенсацией. Лайнер продемонстрировал уникальные качества: короткий разбег при взлете и малый пробег при посадке, высокая маневренность и малый шум за счет трех двигателей в хвосте. Представитель английской фирмы «БАК» Роудз заметил, что «из новых самолетов наиболее конкурентоспособным на мировом рынке будет Ту-154». Как в воду глядел.
Свой первый регулярный рейс Ту-154 совершил в феврале
— Наконец, на заседании парткома отряда объявили, что я утвержден командиром лайнера на первый рейс с пассажирами. Накануне я из Куйбышева пригнал машину под бортовым номером — такое не забывается — 85016. Вылет назначили на 10.30 утра, поднялись в воздух точно по расписанию. Погода была как сейчас: морозная и солнечная. В Минводах, само собой, нас ждал горячий прием с цветами. А через полтора часа взяли обратный курс на Внуково.
Многие из участников и организаторов первого полета сохранили дружеские отношения, общаются по праздникам. В этом году командиру исполняется 83. Оканчивал Сасовское училище, летал сначала на По-2, Ан-2, Ли-2, а затем на любимом Ту-154. В общей сложности провел в небе 20 тысяч часов — считай, без малого три года.
— Жаль, что эта машина завершает летную судьбу, — говорит Евгений Иванович. — Если бы поменять часть авионики, дать экономичный двигатель, она бы еще летала и летала. Прекрасное крыло, отличная вспомогательная силовая установка, комфортная кабина. В автоматическом режиме заходит на посадку самостоятельно. У меня даже случай был, когда я практически на автопилоте сел.
Первый командир Ту-154 очень переживает, что наш авиапром дышит на ладан и в небе все больше иностранных машин. И еще не может понять, почему руководители отрасли и хозяева не ценят свой золотой запас — российских пилотов. Да и за полет на последнем серийном лайнере награды вручать не принято. А тогда, 41 год назад, пилот первого класса Евгений Багмут был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Впрочем, «тушки» еще полетают. Сегодня 12 таких лайнеров в авиакомпании UTair, у «Алросы» — 7, в «Якутии» и «Газпром-авиа» по 4 машины. А всего на начало 2013 года в эксплуатации оставались 98 самолетов. Однако, по словам руководителя Росавиации Александра Нерадько, окончательный уход с российского рынка пассажирских перевозок самолетов этого типа неизбежен.
Пожалуй, самым известным Ту-154 был один из опытных образцов (бортовой номер 85005, 1968 года выпуска) — наземный музей, стоявший почти 40 лет на территории ВДНХ перед павильоном «Авиация и космонавтика». 13 сентября 2008 года он был разобран и распилен на металлолом: новые хозяева ВВЦ пожелали освободить площадь для постройки офисно-развлекательного центра под названием «Город науки, образования и инноваций».