Атлет Оскар Писториус оказался не только гением, но и злодеем. Правда, его соперники не могут в это поверить...
Неделю назад из ЮАР пришло известие, повергшее в шок любителей спорта всего мира. Самый знаменитый в мире паралимпиец Оскар Писториус, который много лет на своих протезах на равных борется с мировой элитой бега на 400 метров, на сей раз «отличился» совсем другим образом. Он всадил четыре пули из ружья в свою подругу — известную фотомодель Реву Стенкамп. Первоначально озвучили версию, что женщина незаметно пробралась в дом Оскара, решив сделать ему сюрприз на День святого Валентина, но бегун, не разобравшись, принял ее за грабителя и расстрелял. Однако вскоре пресс-служба местной полиции опровергла эти версии газетчиков, постепенно по ходу следствия озвучивая все новые подробности трагедии, говорящие не в пользу Писториуса. Например, что соседи звонили в полицию дважды: сначала из-за громкого шума среди ночи в его доме, а уже потом — спустя два часа — после выстрелов. Странно, что сам Оскар сначала вызвал по телефону не полицию и «скорую помощь», а отца и друга. Когда те прибыли на место происшествия, застали Оскара (это их версия), пытающегося делать подруге искусственное дыхание. Причем одни южноафриканские СМИ утверждают, что Рева была одета в ночную рубашку, другие — что в черные брюки и черный свитер.
Стало известно, что первым выстрелом Оскар попал своей подруге в бедро, и та заперлась в ванной. После чего Оскар выстрелил три раза через дверь, и все три пули угодили в жертву. И еще в спальне нашли окровавленную биту, а у Ревы обнаружили повреждение черепа. Причем сам Оскар неоднократно раньше хвастался журналистам,что любит оружие. Любил, когда его снимали в тире во время стрельбы. А в спальне всегда хранил биты, пистолет и даже автоматическое оружие.
Хороших пишущих журналистов всегда было принято наделять способностью смотреть в будущее, умением разглядеть в человеке глубоко запрятанные черты характера и склонности. Но, честно признаюсь, после общения с ним у меня остались прекрасные, даже восторженные чувства не только к Писториусу-спортсмену, но и Писториусу-человеку. Лично познакомился я с ним в Петербурге на ежегодном чествовании лучших спортсменов сезона-2007 в рамках форума академии «Лауреус». По уровню интереса к нему, по желанию пообщаться с ним Писториус превзошел всех великих чемпионов — легкоатлета Бубку, теннисистов Беккера и Федерера, гимнастку Команечи. Его столь усердно тянули во все стороны, что у Оскара не хватило времени даже на короткую пресс-конференцию с журналистами. И от него самого здесь ничего не зависело. Я познакомился с двумя южноафриканскими журналистами, которые лишь им известными путями вывели Писториуса в коридор для короткого общения с британскими телевизионщиками, а я уж присоединился к этой компании прицепом. Сам Оскар никому в общении не отказывал. Например, питерским секьюрити, которые, как у них водится, отгоняли от знаменитости журналистов, чтобы самим же с ним сфотографироваться в обнимку и взять автограф для себя, для начальника и для служивого друга. Так что даже с британцами разговор был совсем короткий, и Оскара увели от нас организаторы торжества. Но я успел у него выпросить координаты его агента Пита ван Зила.
После этого я три раза публиковал интервью, взятые у Оскара по электронной почте — сначала при помощи ван Зила, а потом — сотрудников академии «Лауреус». Причем и эти сотрудники, сопровождавшие Оскара в различных поездках, сами были в восторге от него. Многие знаменитые люди, направляясь в благотворительные поездки в проблемные регионы, не могут в себе подавить чувства своей значимости и ощущения своего самопожертвования ради сирых и убогих. Писториус же в таких мероприятиях вел себя совсем по-иному. Как-то они приехали в в глухую танзанийскую деревню, где не то что со спортом — даже с регулярным питанием и лечением инфекций большие проблемы. Но он с азартом включился в общение с детьми.
— Я играл с ними в футбол и всякие непривычные мне игры, причем с женскими командами, — позже рассказывал Оскар корреспонденту «Труда». — Это были девочки возраста от 6 до 12 лет. Эти дети не знали, кто я такой. А когда они увидели мои ноги... в общем их реакция меня очень сильно рассмешила. Я сказал одному из ребят: пощупай мою искусственную ногу. Он потрогал, и вскоре 20 детей обхватили ее. А вскоре один обхватил мою руку и прокомментировал: «А вы знаете, ребята, руки-то ведь настоящие!» Дети вообще очень открытые и искренние. Ты приезжаешь в такую страну, где ничего нет, и убеждаешься: дети там рады даже той малости, которая у них есть. Время, проведенное с такими детьми, потом ярко вспоминается. И сейчас я понимаю, насколько такая деятельность важна и для меня.
Из диалогов, которые я вел с Писториусом при помощи электронной почты и телефона ван Зила, я узнал от чемпиона-паралимпийца много любопытного. В том числе и о его характере. Ему оказались не чужды не только юмор, но и тонкая самоирония. Вот пример:
— Оскар, в последнее время вы сами чувствуете рост вашей популярности в разных странах?
— На сей счет бывает по-разному. Я обычно ношу длинные брюки. И даже в тех регионах, где население, казалось бы, любит легкую атлетику, меня часто не узнают. Более того, случалось: когда назначают мне встречу и я вовремя на нее прихожу, кто-нибудь рядом со мной говорит окружающим: «А вы не знаете, почему Писториус опаздывает?» И если я поднимаю руку вверх и говорю: «Я здесь», — это застает людей врасплох. Чаще меня узнают, конечно, когда я после тренировки захожу в супермаркет за едой, особенно если я в спортивной форме или видны мои протезы. А когда дети пристально засматриваются на мои протезы, родители обычно стараются одернуть их. При этом не объясняют им причины отсутствия у меня ног. И тогда иногда делаю это я сам. Иногда придумываю разные экзотические причины. Например: ноги у меня откусила акула. Или говорю: в детстве вместо овощей ел только конфеты и мороженое, и за это был наказан.
Сейчас я усиленно пытаюсь из моих диалогов с Писториусом выискать хоть какие-то странности, говорящие о склонности к поступку, совершенному им в /День святого Валентина. И ничего не нахожу. Пожалуй, кроме его ярко выраженного стремления к рискованным, бесшабашным поступкам. Например, на какие-то вопросы — естественные для журналиста, но набившие оскомину ему самому, — Оскар отвечал односложно и коротко. Зато он буквально «загорался», когда речь заходила о его хобби. Оскар обожает езду на мотоцикле и автомобиле со скоростью за 200 км/ч. Однажды на мою просьбу прислать мне свежие фото его и его родных Оскар прислал два снимка: свой портрет по пояс и фото... своего мотоцикла Yamaha. А незадолго до того нашего общения Оскар, рассекая на катере по озерам ЮАР, перевернулся на всей скорости, сильно травмировал спину и пропустил целый сезон. Но он и в следующем году гонял на мотоцикле... и на катере.
А вообще его широте взглядов и интересов приходится только удивляться. Еще в детстве безногий ребенок попробовал свои силы в таких видах спорта, как регби, борьба, бокс. Конечно, при его родителях, входящих в финансовую элиту ЮАР, Оскару было многое доступно. В том числе и приобретение дорогущих эксклюзивных исландских карбоновых протезов для бега. Но Оскар при таких возможностях не собирался сидеть на иждивении родителей. Уже начиная лет с 20, он умело подписывал выгодные для него контракты с фирмами-спонсорами. При этом не оставаясь чуждым и благотворительности, и интересу ко многим сферам знаний. Например, вспоминая свое пребывание в Санкт-Петербурге, он мне посетовал: «В этот город мечтал приехать много лет. Я по фотографиям знал улицы, знаменитые дома Северной столицы России. Но в 2008 году той мечте не суждено было состояться. Мероприятия проходили в цейтноте. Я выходил на открытый воздух только, когда уже темнело. А из окна автомобиля ничего толком не рассмотрел. Очень жаль!»
Я спросил у Писториуса, как он относится к тому, что в России его сравнивают с Маресьевым, — я послал англоязычную информацию о нашем летчике. Оскар ответил буквально следующее: «О нем я раньше не знал, но знаком с историей об английском летчике Дугласе Байдере, совершившим похожий подвиг. Конечно, Маресьев и Байдер — настоящие герои, достойные уважения. Но я никогда не ставил перед собой такой цели — совершать подвиги. И у меня нет такого персонажа, с которого я постоянно беру пример. Просто я стараюсь достигнуть максимума в тех условиях, в какие я попал».
Конечно, жаль, что столь достойный человек, как Писториус, совершил столь безумный поступок. Впрочем, еще остались темные пятна в этой истории. Например, Пит ван Зил, хотя и объявил об отмене выездов Оскара на все соревнования сезона, включая московский чемпионат мира. Но о разрыве сотрудничества с фирмами-спонсорами пока не сообщал. Зато заявил о том, что будет держаться вместе с Оскаром до самого конца — каким бы он ни был. То же самое говорят и родители Оскара, все еще надеясь на его невиновность и что вскоре раскроется трагическая ошибка в том событии.
Российские спортсмены и тренеры, лично знавшие Писториуса, также остаются при своих положительных мнениях о нем.
— Я неоднократно встречался с Оскаром, — рассказал «Труду» Михаил Бурмантов, один из тренеров паралимпийской сборной России по легкой атлетике. — Виделся не только на Паралимпиаде, но и на чемпионатах мира по легкой атлетике среди паралимпийцев. А на этих соревнованиях, надо отметить, Писториуса считают главной звездой спорта даже те, кто постоянно выигрывает международные турниры паралимпийцев. Еще бы: ведь этот парень, бегая на протезах, является одним из мировых лидеров среди обычных здоровых спортсменов. Пока что в паралимпийском спорте он такой один. Потому для всех спортсменов-инвалидов Оскар — настоящий кумир. Так что все ребята из нашей сборной смотрели на него как на героя. И, надо отметить, он нисколько не «звездил». Никогда не отказывал в просьбе дать автограф или сфотографироваться вместе. Всегда очень дружелюбен. Что сейчас о нем сообщают — это невероятно. Тяжело поверить.
Алексей Ашапатов, четырехкратный паралимпийский чемпион, российский знаменосец на двух Паралимпиадах:
— Я Оскара видел на чемпионатах мира и Играх. Он всегда создавал впечатление очень порядочного и приятного человека. При всей той громадной славе, которая на него обрушилась, он никогда не выглядел высокомерным. Мне казалось: Оскар всегда излучал только позитив. С ним из россиян хорошо знаком Иван Прокопьев — его постоянный соперник на дистанции 400 метров. Ваня бегает на протезах — у него нет ни рук, ни ног. Может быть, поэтому Писториус к нему всегда особо по-доброму относился. Я неоднократно наблюдал: и при выходе на старт парой фраз они между собой обязательно перебросятся, и после финиша поздравляют друг друга. Однажды я видел: после своего победного финиша Оскар обнялся с Ваней, снял с себя майку и подарил именно ему. Хотя приобрести такой трофей мечтали бы многие. А сейчас то, что я узнаю о случившемся в доме Писториуса, не укладывается в голове. Но, к сожалению, поступают новые и новые факты. И приходится верить. Я очень этим удручен.
Многократная чемпионка России, метательница Лариса Волик:
— С Оскаром я познакомилась летом 2007 года во время открытого чемпионата Голландии по легкой атлетике среди паралимпийцев. Я и еще трое российских спортсменов пришли в интернет-кафе. И совершенно неожиданно там увидели одинокого Оскара, сидевшего за компьютером. Обычно вокруг него так много любопытных, что трудно бывает подойти к нему и сказать хотя бы пару слов. Я попросила его сфотографироваться с нами. Оскар в это время сидел с кем-то в чате или в «Скайпе», но он с готовностью оторвался от монитора, заулыбался, встал между нами. Мы сделали несколько снимков. И в последующие годы, изредка встречаясь с ним, мы неизменно тепло друг друга приветствовали. Сейчас я в шоке и отказываюсь верить в случившееся. Оскар для меня всегда был образцом великого спортсмена и прекрасного человека. Просто страшно от того, что рушатся мои идеалы.