Скорее мертвы, чем живы

Евгений Стычкин и Анатолий Белый сыграли Розенкранца и Гильденстерна

На сцене московского ДК имени Зуева сыграли пьесу, которую можно назвать одним из самых ярких образцов интеллектуальной клоунады в театре. Спектакль "Другого театра" поставлен молодым режиссером Павлом Сафоновым.

Сочиненная британцем Томом Стоппардом пьеса "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - это изящное литературное упражнение, в котором как дважды два доказывается: человек смертен. Чтобы обосновать справедливость шекспировской фразы, вынесенной в заголовок своей пьесы, Стоппард исходит из старых как мир посылок: 1) все люди смертны; 2) шекспировские Розенкранц и Гильденстерн - пускай и мелкие людишки, но все ж таки людишки. Изымая этих безликих персонажей из "Гамлета" и перенося их в свою собственную пьесу, Стоппард приходит к остроумнейшему результату: совершенно не важно, в каких уравнениях встречаются эти Икс и Игрек, главное, что рано или поздно они, как и все мы, будут приравнены к нулю.

Сыграть этих двух нулей с палочкой режиссер Павел Сафонов предложил двум актерам, каждый из которых как никто другой любит и умеет дурачиться на сцене - Анатолию Белому и Евгению Стычкину. Моментами кажется, что перед нами даже не Розенкранц с Гильденстерном, а Бим и Бом, которые затевают друг с другом то подвижные игры, то орлянку и беспрестанно строят публике обаятельные гримасы.

Бродячие актеры (Первый Актер - Григорий Сиятвинда) вовлекают наших заурядных героев-клоунов в занимательную, хотя и трагическую историю, где Гамлету, Офелии, Клавдию, Гертруде и всем прочим припасена точно такая же концовка, как и Розенкранцу-Гильденстерну. Ведь эта пьеса, участниками которой мы все являемся, отличается тем, что смертность на душу населения составляет в ней ровно 100 процентов. Не больше, но и не меньше.