УШЛА БЕССМЕРТНАЯ ЖИЗЕЛЬ

На 67-м году жизни ушла из жизни выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Наталья Бессмертнова. Балерина скончалась в одной из московских больниц.

В Большом театре Наталья Бессмертнова танцевала еще будучи ученицей Московского хорео-графического училища. И сразу же после выпускного спектакля была принята в труппу, где прослужила почти 35 лет. Первым балетмейстером, открывшим талант Бессмертновой, был великий Леонид Лавровский. Он специально для Бессмертновой поставил лучший за всю ее артистическую жизнь балет "Жизель", с которым Наталья покорила весь мир.
Встреча с Юрием Григоровичем открыла новый этап в творчестве балерины, которая была исполнительницей главных партий в его легендарных спектаклях "Спартак", "Легенда о любви", "Иван Грозный", "Золотой век"... Когда в 1995 году Григоровича уволили, вместе с ним ушла из театра и Наталья Игоревна.
Бессмертнова была одной из последних представительниц золотого века советского балета. Из той славной плеяды русских танцовщиков, которыми восхищался весь мир, в живых осталось немного. В свое время она приняла эстафету от своей великой учительницы Марины Семеновой. Теперь на сценах мира танцуют ученики уже самой Натальи Бессмертновой.
И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
Михаил Лавровский, народный артист СССР, партнер Натальи Бессмертновой в легендарных спектаклях Большого театра:
- Наташа - моя однокурсница и самая первая партнерша. С ней я танцевал свой выпускной спектакль - "Этюд" на музыку Ференца Листа. Еще в балетной школе Наташу выделяла из других учениц строжайший педагог Мария Кожухова. Несмотря на очень длинные для балерины руки и ноги, в школе Наталью Бессмертнову научили исполнять классический танец любой сложности. Мой отец - великий хореограф Леонид Лавровский обожал Наташу как балерину и репетировал с ней партию Жизели в течение года. Мне, как сыну, было позволено присутствовать на репетициях. Постепенно с Наташей у нас сложился замечательный дуэт. Если можно так сказать, мы дышали с ней одним дыханием и в "Жизели", и в последующих спектаклях. Она вносила в спектакли свежие краски и эмоции, которые передавались мне. Наташа - единственная партнерша, понимавшая меня с полуслова. Она танцевала драматично, крупно, и я тоже стремился к этому. Не могу поверить в то, что ее больше нет. С ней связана моя молодость, мои первые шаги в балете, мой успех, мой Большой театр.
Виталий Вульф, критик, телеведущий, главный редактор радиоканала "Культура"
- Будучи близким другом Юрия Григоровича и Наташи Бессмертновой не могу поверить, что ее не стало. Ей бы жить и жить, ведь 66 лет - это не возраст для такой женщины, как Наташа, в течение 34 лет танцевавшей на сцене Большого театра. Ее встреча с Григоровичем была большим подарком как для нее, так и для него. Ведь Наташа бесподобно исполняла партию царицы Анастасии в "Иване Грозном", а "Лебединое озеро" 1969 года стало ареной соревнования двух великих балерин: Плисецкой и Бессмертновой, с которыми сегодня сравниться никто не сможет.
Наташа ушла из Большого в 1995 году, и после этого еще много лет ездила по миру, танцевала в 90 странах мира. Недавно в Израиле вышла огромная книга, посвященная ее творчеству, но не могу сказать, что это ее сильно обрадовало. "Зачем? - говорила она, - все было и прошло, зачем теперь вспоминать? Об актрисе надо писать тогда, когда она на сцене, а не потом".
В последние годы Наташа жила жизнью своего талантливого мужа, помогала ему, репетировала с ним, ведь как-никак он старше нее на 15 лет. И вдруг судьба так распорядилась... Дело в том, что на эту минуту Григоровича нет в Москве, он в Сеуле, куда согласился поехать только потому, что там платят большие гонорары. А деньги ему были нужны для того, чтобы положить Наташу в специальную клинику в Париже, где один день пребывания стоит 5 тысяч евро, так как московские врачи не могли ей помочь. Их последний разговор по телефону состоялся три дня назад, когда Наташа уже лежала в больнице, но она не сказала мужу об ухудшении своего состояния, не хотела его расстраивать, и вот... Слава богу, что Большой театр взял на себя все заботы, связанные с похоронами великой балерины.