Не то у нас. Два самых крупных телеканала - Первый и "Россия" - выдали совместный залп из орудий главного калибра. Говорю "совместный", потому что шедшие параллельно в прайм-тайм двухчасовые концерты ничуть не отличались друг от друга ни жанрами, ни составом участников. Все те же привычная, успевшая порядком поднадоесть "обойма" звезд, полуодетые девушки и парни, мечущиеся под оглушительную фонограмму по громадной сцене, слепящее освещение, громадное кроваво-красное сердце на заднике. Разница была лишь в названиях: на одном канале показанное назвали концертом "ко Дню влюбленных", на другом - "ко Дню всех влюбленных".
Государственный канал для победы над своим извечным конкурентом сразу же вслед за концертом дал еще и двухчасовой "праздничный капустник" клуба "Театр + ТВ". Его авторы, к счастью, чуть отошли от сложившегося в последние месяцы унылого стандарта: вместо "бородатых" анекдотов и пошловатых актерских баек в исполнении знаменитостей нам на сей раз предложили рассказ собравшихся артистов о том, как они играли любовь на сцене. Но и тут не обошлось без рецидивов: как только Лариса Голубкина начала вспоминать свою первую влюбленность, ее коллеги стали отпускать двусмысленные шуточки, давать свои комментарии.
Впрочем, меня на сей раз задело вовсе не художественное качество пятничных телеопусов. Оно было не лучше и не хуже обычного. Гораздо печальнее выглядела наша готовность "бежать впереди паровоза", заимствуя чужеземные праздники и обычаи. В последнее время не только св. Валентин, но и ирландский св. Патрик, а также вполне безбожный Хэллоуин прочно обосновались на наших телеэкранах. Не стану в духе квасных патриотов требовать, чтобы и Запад столь же обильно отмечал наши праздники. Замечу, что еще Достоевский указывал на особую открытость русской души к другим народам и их обычаям.
Дело, в конце концов, не в программе отдельного телевизионного вечера. Грустные размышления вызывает эфирный контекст. В дни, когда над человечеством нависла угроза новой войны и мировое сообщество всеми силами пытается удержать американцев от рокового шага, наше ТВ предается безразмерно-бездумному веселью. Именно в пятницу и субботу, после очередного обсуждения иракской проблемы в Совете Безопасности ООН, во всем мире прокатились многомиллионные антивоенные демонстрации. По свидетельству специалистов, число людей, вышедших на улицы Лондона, Берлина, Рима, других столиц и мегаполисов Европы и Америки, стало рекордным. А вот в российской столице в эти дни ставились совсем иные рекорды: на антивоенные митинги к американскому посольству приходили... по двести-пятьсот человек. Их собирали политические партии, в основном исходя из своих идеологических предпочтений и отношения к личности иракского лидера. Такие "абстрактные" соображения, как судьбы разных стран, угроза для человечества, возможный крах цивилизации, их не очень, похоже, и волновали.
Вы спросите меня: при чем тут ТВ? А вот при чем. Домашний экран в последние годы немало, мне кажется, постарался, чтобы мы, еще недавно такие политически активные, превратились в обезличенный "электорат". Вся структура телевещания - криминальные сериалы, денежные игры и викторины, пустые ток-шоу - сделала свое дело. У большинства телезрителей стали атрофироваться важнейшие гражданские качества.
Впрочем, нынешнее ТВ не очень балует свою аудиторию даже в тех случаях, когда речь идет о самых широких интересах. Скажем, всех волнующая тема жилищно-коммунальной реформы не заняла на экранах подобающего ей места. Канал ТВЦ, пожалуй, уделяющий ей внимания больше других, в минувшую пятницу пригласил мэра столицы Ю. Лужкова для участия в дневной развлекательной передаче "А у нас во дворе... ". По условиям программы мэр имел совсем немного времени, чтобы изложить свое видение реформы. Удивительное дело: канал, который конкуренты снисходительно называют "лужковским", не нашел вечернего времени, чтобы в специальной передаче - основательно и не суетясь - познакомить зрителей с предложениями уважаемого московского градоначальника по "мягкому" реформированию ЖКХ.
Что происходит, когда реформа идет по нынешним, "жестким", правилам, тот же канал рассказал в минувшее воскресенье в "Моменте истины". Речь шла о трагедии в Кемерове, где некий гражданин задолжал по квартплате за три месяца. Его за это прегрешение энтузиасты-коммунальщики замуровали в собственном жилище, заварив с наружной стороны входную дверь. Стремясь высвободиться из плена, нарушитель жилкоммунхозовских норм попытался было выбраться через окно и, упав, разбился насмерть. Как признался в телефонном разговоре прокурор города, после случившейся трагедии не удалось даже возбудить уголовное дело: нынешние российские законы таковы, что тут, получается, нет никакого состава преступления. Разве что можно ограничиться административным взысканием да нравоучительной беседой с управдомом. Посоветовать ему впредь побольше любить своих жильцов. И тем самым следовать заветам святого Валентина...