Штормит...

Крымские дефициты: почему исчез бензин, а цитрамон подорожал в 25 раз?

Метеопрогнозы в Керченском проливе для крымчан теперь — словно сводки с фронта. Только за январь шторм и сильные ветры останавливали морскую паромную переправу несколько раз. Последнее штормовое предупреждение объявлялось накануне Крещения. Значит, паромы с фурами снова простаивали на швартовке. И полуостров вновь не получил тысячи тонн жизненно важных грузов.

Вот, например, неделю назад переправы в Керчи ждали больше 700 автомобилей. Типичная ситуация: к шести часам вечера 14 января только что подъехавшей фуре дали для погрузки на паром пропуск под номером 711. Увы, к полуночи смогли переправить через пролив только грузовик-длинномер с пропуском № 326. Остальные продолжали томиться в очереди на берегу.

Бесконечные ряды фур ждут у моря погоды с распахнутыми багажными дверями: в многодневном простое приходится проветривать овощи, фрукты и другой скоропортящийся товар. Как известно, уже три месяца по Крымскому мосту запрещено движение всех грузовых машин, вплоть до самых маленьких типа «Газель». Масштабный ремонт после октябрьского взрыва продолжается, да и безопасность самого моста отнюдь не гарантирована.

Напомним: остается вариант ехать по объездному сухопутному маршруту через Таганрог, Мариуполь и Мелитополь. Представители федерального Министерства транспорта заявляют, что по этому маршруту можно обернуться за шесть часов. Однако многие водители упорно отказываются от этого предложения. И не только потому, что тут опасно. Главная проблема в том, что в реальной жизни на относительно короткую — 370-километровую — трассу приходится тратить до полутора суток. И то в самом лучшем случае, зачастую все тянется гораздо дольше. На материковой трассе два десятка блокпостов с обязательными проверками на каждом, плюс сама по себе дорога крайне загружена, заторы огромны...

Получается, по времени практически все равно, двигаешься ли ты кружным путем или «загораешь» у Керченской паромной переправы. Тем более второй вариант гораздо экономнее, ведь не приходится жечь дорогую солярку. Одно время власти Кубани бесплатно заливали полные баки перевозчикам, соглашавшимся на объезд через освобожденные территории Украины. Но в Крыму такой радости не было и нет.

Рождественским шоком стал внезапный дефицит бензина на значительной части заправок Крымского полуострова. Проблема обострилась, когда паромы не ходили около суток. Комментировать скандал вынужден сам министр топлива и энергетики республики Игорь Коринь: «Ограничения поставок топлива связаны с перебоями работы Керченской переправы из-за погодных условий. Сейчас паромная линия заработала, и весь необходимый объем уровня топлива в достаточном количестве мы обеспечим...»

Тогда же земляков попытался успокоить первый замминистра транспорта республики Николай Лукашенко. Чиновник подтвердил: «Ближе к Симферополю бензина нет в продаже. Поскольку погодные условия влияют на движение паромов, имеют место определенные перебои с горюче-смазочными материалами. Они не критичные, и что касается периферии, допустим Раздольненский, Первомайский районы, — там 95-й есть, свободно продается...»

На самом деле это глухая степь, где редко кто пользуется таким горючим. Зато медикаменты одинаково нужны как столице, так и самым дальним поселкам. Жители полуострова сигнализируют об остром дефиците определенных лекарств. Давать пояснения пришлось Минздраву Крыма. «Отмечается некоторый дефицит препаратов импортного производства, тем не менее имеются отечественные аналоги», — утверждает ведомство. Неофициально предлагают учесть, мол, подобные трудности есть даже у Москвы. Ну а Крыму попросту не довезли...

Вскоре в социальных сетях появилось обращение на имя председателя Следственного комитета РФ о том, что по крымским регионам в государственных аптеках отсутствует целый ряд лекарственных препаратов, прежде вполне доступных. «Александр Бастрыкин поручил и. о. руководителя ГСУ СК по Респуб-лике Крым и городу Севастополю Василию Цаплину доложить о ходе и результатах расследования, а также представить доклад по озвученной в обращении информации», — подчеркнули в симферопольском Следкоме.

Общественность надеется, что следствие выявит, насколько связаны друг с другом регулярно останавливающаяся переправа и опустевшие полки аптек. Тем временем симферопольцы не могут купить антибиотики, жаропонижающие и гормоны для ингаляций. Людям приходится мотаться по региону, выискивая необходимые препараты. Полный хаос случился со специализированным чатом, где можно было оперативно найти и заказать лекарства. Фармацевты попросту отказываются давать информацию. В результате подскочила цена. Самые востребованные крымские позиции стоят в два-три раза дороже, чем в соседней Анапе или в Темрюке.

Журналисты Керчи обошли местные аптеки в поисках элементарного цитрамона и все тех же антибиотиков. Оказалось, остались только азитромицин и супракс. Причем по неподъемной для многих керчан цене в 2180 руб-лей. Больше ничего. И снова приходится вернуться к цитрамону. Еще недавно в городе-герое блистер этих простейших таблеток от головной боли можно было купить за 8 рублей. Теперь коробочку в 20 штук предлагают за 193 рубля. Именно такой ценник висит в фармацевтической сети «Дешевая аптека». Народ скрипит зубами, ведь арифметика получается издевательски бессовестная. И вряд ли ее можно объяснить одними январскими штормами в акватории пролива.

Тем временем крымский бизнес все чаще видит на маркетплейсах невеселую надпись: «В ваш регион доставка отсутствует». Водители грузовых фур откровенно рассказывают о коррупции с пропуском на переправу. Такса за «покупку очереди вне очереди» — 20 тысяч рублей, плату принимают на припортовых АЗС одной из крупнейших компаний республики. Впрочем, по словам шоферов, самое обидное — «непрозрачная» работа керченских рентгенов при обязательной проверке груза.

— На Тамани один рентген справлялся, а здесь два не могли. Почему-то ломаются один за другим. Мы ездили в полупустых паромах, машины не успевали через рентген пропустить. Вопрос: кому такое дело нужно?

Ответов пока нет.