Как Малахов проштрафился

Давно телеведущий не получал такого ушата нечистот на свою голову!

«Какой позор! Худший выпуск за всю историю, а казалось, что дно уже пробито!», «Андрюша! «Россия 1»! Совсем рехнулись? Вы еще памяти Гитлера передачу сварганьте в День памяти жертв холокоста», «Тьфу на вас, уроды» — лишь тройка из сотен похожих отзывов, появившихся после выхода авторской программы ведущего под названием «Прощай, Мимино! Памяти Вахтанга Кикабидзе».

Трудно сказать, был ли у ее создателя расчет на то, что имя любимого миллионами зрителей героя выведет его из-под удара агрессивно настроенных диванных патриотов. Мол, мы будем говорить о славном прошлом, о кино, ставшем неотъемлемой частью нашей общей жизни, а вовсе не о русофобских взглядах народного артиста Грузинской ССР... Если был, то это верх наивности. Еще в октябре 2021-го, когда в проекте «Привет, Андрей!», посвященном творчеству композитора Пономаренко, дали небольшое интервью с Кикабидзе, в одном Telegram-канале с большой аудиторией появилась такая запись: «В субботнем выпуске программы Малахова, в самый прайм-тайм, когда вся страна у телевизоров, показывают старого, морщинистого и непримиримого грузинского русофоба. Очень хочется спросить у редакторов, готовивших выпуск передачи, посвященной народной песне: неужели без этого потасканного Мимино совсем невозможно было обойтись?» Слова эти были процитированы несколькими СМИ как мнение широких слоев соотечественников. Но то 2021 год! А сейчас, когда поиск врагов превратился чуть ли не в национальную забаву? Когда тексты песен и выступлений публичных фигур изучаются под лупой на предмет наличия откровенной клеветы или хотя бы «фиги в кармане»? Да и не только публичных. И не только выступлений — постов в подростковых сообществах.

В принципе, сообщая о смерти артиста, наши телеканалы проявили неожиданную сдержанность: был-де такой популярный артист, хорошие роли играл, задушевно пел, а теперь вот умер. Бывает.

Но в общем контексте «Прощай, Мимино!» приходилось смотреть с некой опаской. Для начала Елена Проклова рассказала трогательную историю, как она приехала в Тбилиси поздравлять своего давнего друга и партнера по картине Данелии с 80-летием. Пришла на базар покупать розы, 80 штук, а торговцы, узнав в ней Ларису Ивановну, тут же завалили ее роскошными букетами цветов бесплатно... И хотя дальше все в студии казалось столь же милым, не оставляло ощущение, что следующий гость скажет: «Но давайте не будем забывать и о том:» А далее — по полной программе. Но роковой момент все не наступал. Наконец, запустили запись интервью с Иосифом Пригожиным, неизменно демонстрирующим непримиримую гражданскую позицию. Ага, вот сейчас-то и начнется! Но супруг Валерии, который 10 лет работал продюсером Кикабидзе, сказал следующее: «Мы с ним очень честно дружили и работали. Он мне как отец был. Несмотря на сегодняшние расстояния и разногласия политические, мы все равно сохраняли хорошие отношения. Спорили, но как отец с сыном. Он был очень добрым человеком». Плюс про жену, с которой Вахтанг Константинович прожил почти полвека душа в душу. И все. Завершилась же передача клипом, где Кикабидзе поет: «Я хочу, чтобы песни звучали, / Чтоб вином наполнялся бокал, / Чтоб друг другу вы все пожелали / То, что я вам сейчас пожелал!» Гости и зрители аплодировали стоя.

Вот за это все Малахов и получил по первое число. На форумах в отзывах часто фигурировало заезженное рассуждение. Ведущий-де придерживался правила «о мертвых либо хорошо, либо ничего», а на самом деле финал должен быть таким: «либо ничего, кроме правды». Какую правду они хотели услышать? Что после войны 2008 года Кикабидзе, грузин до мозга костей, отказался от присвоенного Медведевым ордена Дружбы и встал на откровенно антироссийские позиции? Или то, что с тех пор он уже никогда не выступал с концертами на территории РФ? А ведь главная претензия наших пропагандистов к «несогласным» артистам в том и состоит, что они, почем зря хая страну, не брезгуют при этом зарабатывать в ней.

А теперь по существу. Распад СССР на самом верху признан величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Надо ли говорить о том, что в ней ломались не только границы, но и взгляды людей, их судьбы, жизни? Кто в том виновен? Но там же, на самом верху, призывают помнить все хорошее, что было в СССР и что объединяло нас. И не в последнюю очередь, конечно, кино.

В воскресенье, 22 января, на НТВ выйдет очередной выпуск программы «Однажды», посвященный Инне Чуриковой и Вахтангу Кикабидзе. Наверное, многих покоробит подобное соседство. Да как можно на основании одного лишь факта, что два человека умерли с разницей в сутки, соединять их на экране?! Прокофьев, скажем, умер в один день со Сталиным, так что же, теперь 5 марта вспоминать их на пару? В подробном анонсе сказано много теплых слов об Инне Михайловне. Но о том, что она осуждала закрытие НТВ (не нынешнего — старого), в 2006-м подписывала письмо против принудительной депортации граждан Грузии из РФ, резко высказывалась о «законе подлецов», речь, разумеется, не зайдет. Главные заслуги большой актрисы перед Отечеством не лежали в поле зрения ее гражданской позиции.

Ну а что же Вахтанг Константинович? Неужели на сюжете о нем вполне светский проект канала плавно перетечет в обличительное «Место встречи»? Нет, нам обещан рассказ о том, как «все Ларисы Ивановны страны мечтали ответить ему согласием, но сердце Кикабидзе принадлежало только Ирине Кебадзе, приме Тбилисского театра оперы и балета». То есть рассказ о любви. Свой анонс канал завершает так: «Большой артист. Светлый человек. Настоящий мужчина». Ну, ребята, держитесь! Расстрелять, конечно, не расстреляют, но...