МЕДНЫЕ ТРУБЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

То, что творится сейчас в новообразованных сельских поселениях Брянской области, подобно суматошной эвакуации при спешном отступлении.

Руководители областной администрации всю минувшую осень убеждали, что с 1 января нужно жить в полном соответствии с новым Законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Дескать, это шанс на возрождение. Далеко не все регионы страны решились сразу пойти по неизведанной тропе, однако в Брянской области отчитались по-большевистски: готовы! В сущности, время для тщательной подготовки действительно было. Это показал пример соседней Орловской области, где земства тоже начали новую жизнь с 1 января 2006 года. Но здесь еще десять лет назад приняли областной закон о местном самоуправлении, который предусмотрел, в частности, переход муниципалитетов на самофинансирование. Орловцы заблаговременно создали двухуровневую систему местной власти - такую же, которая сегодня создается в масштабах страны. Кроме того, вовремя определили границы новых земств, разделили государственные, резервные и муниципальные земли, разработали прогнозы социально-экономического развития поселений, подыскали руководителей... А в Брянске только трубили - и дотрубились. У председателя комитета областной Думы Виктора Федорова реализация 131-го закона вызывает острую тревогу:
- Сами поселения к нему не готовы, а исполнительная власть помогает им мало. На днях мы побывали в поселке Кокино. В подготовке местного бюджета здешние депутаты не участвовали, он поступил сверху, а им осталось только проголосовать. И еще из Брянска пришла команда: в трехдневный срок новое поселение должно принять всю передаваемую собственность и полномочия, а их 27. Можно ли выполнить такую работу за три дня?
Финансовая и имущественная сторона закона о самоуправлении - самая сложная. В Орловской области насчитали более 11 тысяч объектов, которые следовало передать земствам. Однако предварительно все это хозяйство должно было пройти инвентаризацию и новую регистрацию. Только на это потребовалось 500 миллионов рублей. Главы районных, поселковых и сельских администраций работали весь конец года, что называется, в мыле. При этом в районных и областном бюджетах создали фонды поддержки земских бюджетов. Брянские чиновники будто и не ведали о предстоящих трудностях. Можно было бы опробовать закон на нескольких районах, но и по этому варианту не пошли. В итоге, полагает Виктор Федоров, по меньшей мере полгода земства будут "бултыхаться в болоте":
- Сейчас под давлением сверху примут объекты и лишь потом начнут их инвентаризацию, а платить за нее нечем. То есть телегу поставили впереди лошади. Почти во всех областях России глав поселений (одновременно он и руководитель исполнительной власти) будут избирать всенародно. А руководители Брянской областной администрации приняли, на мой взгляд, худшую схему: сначала избираются депутаты, а потом они принимают по контракту главу администрации.