Президент считает, что единственным путем выхода из конфликта, возникшего после решения Верховной Рады об отставке правительства, может быть рассмотрение этого вопроса в Конституционном суде. Глава государства настаивает, чтобы на совместном заседании ВР, куда парламентарии приглашают В.Ющенко и премьер-министра, были не только приведены к присяге уже назначенные и избранные судьи Конституционного суда, но и отменено постановление парламента по отставке кабинета Юрия Еханурова. Президент надеется, что КС, если его работа будет наконец разблокирована парламентом, поддержит его обращение об отмене решения Верховной Рады об отставке правительства. Только при выполнении этих двух ультимативных требований президент согласен принять участие в заседании парламента. Ющенко призвал провести результативный диалог, а всем конфликтующим сторонам - продемонстрировать мудрость, корректность, уважение к обществу и институтам власти.
Представители фракций, голосовавших за отставку правительства, тут же заявили о недопустимости таких ультиматумов со стороны президента. Член фракции "Регионы Украины" Игорь Шкиря сказал: "Если со стороны президента и кабмина будет понимание и пойдет нормальный разговор, то возможны и какие-то решения навстречу В.Ющенко, а если нет - то появятся уже не 250 голосов (за отставку правительства), а 300". Их, кстати, достаточно для принятия более радикальных решений, вплоть до импичмента президенту.
Едва ли до этого дойдет, а вот вопросы об отставке и.о. министра юстиции Сергея Головатого и и.о. министра внешнеполитического ведомства страны Бориса Тарасюка вполне могут быть поставлены на голосование. Многие депутаты - члены пропрезидентских фракций считают, к примеру, что глава МИД своими последними "не очень взвешенными" заявлениями в адрес России внес большую лепту в создание напряженной ситуации в отношениях между нашими странами.
P. S. Тем временем напряженность вокруг гидрографических объектов, арендованных Черноморским флотом в Крыму, не спадает. Лидер Украинской национальной ассамблеи (УНА) Юрий Шухевич объявил, что его соратники из УНА-УНСО объявили "мобилизацию для защиты украинских интересов в Крыму". Среди добровольцев люди с боевым опытом, воевавшие против российских войск в Чечне, а также в Абхазии. "Не надо вынуждать ветеранов УНА брать российских морпехов в плен", - пригрозила Наталья Чангули, кандидат националистов на предстоящих в марте парламентских выборах.
Крымские коммунисты и представители украинского движения "Наследники Богдана Хмельницкого" провели пикет в защиту маяка на мысе Сарыч, который, так же как и Ялтинский, используют российские моряки. При этом депутат Верховной Рады Леонид Грач заявил: "Мы требуем, чтобы украинские националисты остановились, они и так у края пропасти. Пусть нас в эту пропасть не тащат".
Одновременно складывается впечатление, что и официальный Киев ищет не компромисса, а все новых точек противостояния с Москвой. И чем ближе парламентские выборы на Украине, намеченные на март, тем ожесточенней. Глава оборонного ведомства Украины Анатолий Гриценко на днях предположил, что арендная плата за базы Черноморского флота на территории его страны, которая ежегодно составляет 97 миллионов долларов, может быть пересмотрена в одностороннем порядке. Причем увеличена в разы. Почти тут же некие эксперты киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения сосчитали, что "справедливо и рыночно" будет драть с России за причалы в Севастополе около 400 миллионов долларов в год.
А МИД Украины потребовал объяснений, по какому праву "продолжаются несанкционированные работы, которые имеют место уже в течение нескольких дней в районе Керченского пролива". Подозрения Киева вызвала действительно работающая в тех краях старенькая землечерпалка "Уренгой". Собственный корреспондент "Труда" по Краснодарскому краю Оксана Макарова выяснила, что "Уренгой" принадлежит компании "Росморпорт" и ведет дноуглубительные работы на фарватере, которым пользуются как украинские, так и российские суда, проходящие из Черного в Азовское море и обратно. Причем делает это полезное обеим странам дело без всякой оплаты из Киева и не первый год. Прежде претензий по этому поводу не было. А спрашивать разрешение украинских властей компания не считает нужным потому, что никакой государственной границы в Керченском проливе не было и нет.