Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Десять лет назад, когда на всех телеканалах мы
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Десять лет назад, когда на всех телеканалах мы видели самодовольных "прихватизаторов" и их идеологическую челядь, казалось порой, что России больше не существует, а на ее месте - протекторат, расхищаемый алчными мародерами. Потом, на рубеже веков, снова появилась надежда, что послеельцинская власть обратится наконец-то лицом к стране. И вот начало этого года. Невозможно забыть лица наших протестующих стариков и старух, инвалидов, жертв репрессий, по которым покатился каток бестолковой "монетизации". НТВ, ТВЦ, канал "Московия" не боятся показывать социальное возмущение. И даже проинтервьюировали подмосковного губернатора, не постеснявшегося пригрозить старикам репрессиями.
Увы, на Первом и Втором каналах о драме, болезненно коснувшейся миллионов россиян, говорится гораздо меньше. Там по-прежнему все вечера напролет хохмит Е.Петросян, и звезды шоу-бизнеса виляют задами. Да что же это такое? Для того ли надо было опрокидывать советскую пропаганду, чтобы "голубой экран" затопили эти помои взамен серьезного разговора о наших болях и бедах? Нам всем позарез необходимо не колониальное, а воистину народное ТВ. И не мифические рейтинги определяют эту народность, а солидарность с народными чаяниями и нуждами.
С глубокой грустью смотрел по ТВЦ передачу о покойном Борисе Штоколове. Вот это был певец, вот это была самобытная личность! Но нечасто видели и слышали мы его на ТВ. Намного реже, к примеру, чем Б.Моисеева и В.Леонтьева. Русской песне на коммерциализированных каналах не находится должного и высокого места.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, писатель:
- На минувшей неделе жизнь телезрителя стала веселей, потому что после праздников поубавилось число юмористических передач. Впрочем, возможно, мы просто притерпелись к ним, как к уличному шуму за окнами.
Меня откровенно огорчила смерть Ларина и Дукалиса из сказки о "ментах". Хорошие актеры, живые образы, не чурающиеся ни женщин, ни выпивки, страдающие от тупости чиновников - словом, такие же добрые и грешные люди, как и мы все. Собственно, сказочное в этих "ментах" только то, что они взяток не берут. Но на то и сказка. Когда-то Конан Дойл рискнул, к радости читателей, воскресить погибшего Шерлока Холмса. Вот, оказывается, и наши любимые "менты" не умерли, а воскресли в другом сериале.
И, конечно, были счастливые моменты, когда в каком-то костюмном сериале появлялась Инна Чурикова. Мы бережно храним и лелеем легенды о Федотовой, Ермоловой, Бабановой, Пашенной, Раневской. Не исключено, что рядом с нами живет, работает и время от времени снимается в кино величайшая русская актриса. Дай ей Бог подольше не становиться легендой.
Людмила САРАСКИНА, историк литературы:
- В цикле "Библейский сюжет", который регулярно идет по субботам на канале "Культура", на этот раз был представлен биографический очерк о Федоре Тютчеве. Жизнь русского поэта и дипломата авторы программы увидели сквозь призму евангельской притчи о бесноватом отроке, которая была использована Тютчевым в стихотворении "Наш век" ("Не плоть, а дух растлился в наши дни... ").
Роковой болезнью своей эпохи справедливо считал Тютчев упорство в безверии и бунте, нигилизм детей и зияющую духовную нищету отцов. Перед своей кончиной он посетил судебный процесс над нечаевцами и понял, что Россия, иссушаемая неверием, в час испытаний ничего не сможет противопоставить крепнущему влиянию бесноватых отрицателей.
Однако духовная драма Тютчева в контексте истории России, "которую мы потеряли", получилась в телесюжете весьма двусмысленной. Авторы, с удовольствием перечислив популярные эпизоды о странных причудах Тютчева, о его капризах, любовных романах и супружеских изменах, под самый конец решительно "исправили" поэта и назидательно выставили его нравственным судьей, борцом с аморальным поведением соотечественников, который силой слова пробивается к душам русских людей, "роду неверному и развращенному". Но высокая патетика евангельских текстов и заученное благочестие, с которым они цитируются в передаче, противятся выпирающей легковесности "случаев из жизни". Несуразное соединение торжественного стиля и легкого тона, евангельского сюжета и бытового анекдота мстит за себя: пафосное повествование то и дело прихрамывает, комически подмигивая озадаченному зрителю.