- Виктор Николаевич, с вами начинали свое восхождение десятки фигуристов. А раньше бывали такие удивительные случаи, когда весь пьедестал почета принадлежал вашим ученикам?
- Это случилось в 1972 году, когда рядом с Мариной на пьедестале оказались еще две мои подопечные - Таня Оленева (будущая жена Алексея Мишина) и Елена Котова, затем вышедшая замуж за чемпиона Европы Георгия Проскурина. Все три девушки навсегда связали свою жизнь с любимым спортом и нынче работают с фигуристами.
- С кем из спортсменов работать было сложнее? Кто доставлял вам больше хлопот?
- У каждого мастера свои проблемы, особенно в психологическом плане. Вот нынешняя чемпионка России Елена Соколова при каких-то просчетах не поддается панике, а быстро разбирается в происходящем и, как говорится, никогда не склонит головы. Совсем по-иному реагировала на любые ошибки Маша Бутырская, паниковала, начинала капризничать, замыкаться в себе, плакать...
А легче всего работалось мне с чемпионом мира Сережей Волковым. У него был такой талант - умение слушать доводы тренера. Он был скорее флегматик, и это помогало ему в работе. И наоборот, будущий олимпийский чемпион Илья Кулик внешне казался очень добродушным, отзывчивым, а на деле тщательно скрывал свои переживания. Найти подходы к нему было очень не просто.
В психологии скрыты самые большие резервы фигуриста. Почему, например, американка Мишель Кван целое десятилетие держится в элите? Да потому что у нее самая стойкая нервная система, редкое самообладание, ее почти невозможно вывести из равновесия.
- Итак, три ваши ученицы поднялись в Питере на пьедестал почета. Какие козыри у них?
- Думаю, самая закаленная в психологическом плане - Лена Соколова. Ее оптимизм просто феноменален. Вспомните, что два сезона она готовилась в Петербурге у Алексея Мишина, но не смогла поднять свой класс, поскольку не нашла полного контакта с тренерами. Вернулась в Москву, чтобы начать все почти с нуля. Другая бы металась, но только не Лена. Ее открытый, веселый характер виден и в катании...
А вот у Кристины Обласовой, которая неожиданно получила путевку на чемпионат Европы, совсем иные козыри. Это настоящий клубок нервов. На чемпионате страны она "провалила" короткую программу и в слезах говорила: "Все! Вешаю коньки на гвоздь!" А на другой день с блеском прокатала произвольную. И при этом категорически заявляла: "Ничего я не говорила про какой-то гвоздь..."
- Какова роль вашей жены Марины в работе на льду?
- Она прекрасно разбирается и в технике, и в подборе музыки. Тонко чувствует индивидуальность фигуристки. В частности, для Юли Солдатовой, ставшей в Петербурге второй, она предложила композицию из балета Хачатуряна "Спартак", и это здорово помогло спортсменке раскрыть по-новому свой темперамент. Могу сказать, что Солдатова заново родилась как мастер артистичного стиля.
И для Соколовой, и для Обласовой "подсказки" Марины ценны и своевременны. У наших девушек виден теперь безупречный стиль прыжков... .
- Кстати, о прыжках. Много лет назад мы с вами вели беседу о сложности элементов фигурного катания. Тогда вы воскликнули: "Отдаю полцарства за тройной аксель в исполнении моих ребят!" За эти минувшие годы произошла целая революция. Сегодня мужчины уверенно делают четыре оборота. Остается ли злободневным призыв к новому витку сложности?
- Сегодня я не столь категоричен. Время показало, что одними тулупами в четыре оборота нельзя обеспечить победу. А тем более в женском катании, где шарм и обаяние порой дороже многих трюков.
Серебряный успех Елены Соколовой на чемпионате мира-2003 казался всем большим сюрпризом, но он был давно предопределен ее психологической подготовкой. Она научилась избегать мелких стрессов, зарядила себя положительной энергией. В этом секрет чемпионского катания...
- В вашу тренерскую команду много лет входит талантливый хореограф Алла Капранова. Что вы можете сказать о роли артистизма в воспитании будущих чемпионов?
- У Капрановой вся жизнь связана со спортом. Дочь замечательного боксера, семикратного чемпиона СССР Виктора Огуренкова, она в юности была одной из ведущих фигуристок страны, выступала в ледовом шоу, потом работала тренером за рубежом. Настоящий профессионал.
Но в последние годы наметилась новая тенденция - приглашать персонально постановщика для лучших фигуристов. И в нашей команде появилась еще одна балерина - Людмила Власова, работавшая со многими чемпионами мира, в частности, с Ириной Лобачевой - Ильей Авербухом. Она оказала заметное влияние на стиль наших воспитанников в этом сезоне.
- Итак, на предстоящий чемпионат Европы в Будапешт едут ваши Соколова и Обласова. А есть ли шансы выступить там и Юлии Солдатовой, которая ранее представляла сборную Белоруссии?
- Юля Солдатова, коренная москвичка, завоевала титул чемпионки мира среди юниоров, выступая за Россию. Поэтому остается шанс получить законное право представлять Россию в нынешнем сезоне. Я очень надеюсь, что вопрос будет решен руководством ИСУ положительно.