Военные хорошо помнят Указ президента от 16 июля 1997-го, когда одним росчерком пера были ликвидированы войска противовоздушной обороны как самостоятельный вид Вооруженных сил. Они вошли в состав Военно-воздушных сил. Возможно, такое укрупнение и имело определенный смысл. Но, как говорится, гладко было на бумаге...
Реформаторский порыв был такой силы, что система ПВО оказалась разорванной на две части. Та, которая предназначена для борьбы с самолетами вероятного противника, передавалась в ВВС. Войска же ракетно-космической обороны почему-то оказались в РВСН, у которых совершенно другие задачи. Это, по сути, войска возмездия. А противоракетная оборона рождалась в недрах ПВО и выросла в самостоятельную структуру по мере того, как все отчетливее вырисовывался новый потенциальный театр военных действий - космический.
Потребовались четыре года, чтобы понять вполне очевидную истину: нельзя распылять силы и средства, которые предназначены для защиты страны от возможных самых разрушительных ударов из космоса и с воздуха. В марте 2001 года войска ракетно-космической обороны были слиты с космическими силами, в результате родились Космические войска. Хотя это и было безусловным шагом вперед, но все-таки оставалось полумерой. Небо над страной одно, а сегодня отвечают за его безопасность и ВВС, и Космические войска.
Военное ведомство пока не приоткрывает своих планов: как оно собирается осуществлять переход от противовоздушной обороны к обороне воздушно-космической. Некоторые независимые эксперты делают довольно смелые предположения, вплоть до образования в скором времени еще одного самостоятельного вида Вооруженных сил - Войск воздушно-космической обороны на основе Военно-воздушных сил, Космических войск и ПВО Сухопутных войск.
Насколько далеко готово пойти Минобороны в очередных реформах - покажет время. Но то, что оно всерьез озабочено надежностью "зонтика" над нашими головами, вполне очевидно. "Работа над ошибками" в военном ведомстве проделана тщательная. В прошлом году гособоронзаказ по зенитно-ракетным войскам был выполнен на 100 процентов. На развитие Объединенной системы ПВО стран СНГ в 2004 году выделяется более 800 миллионов рублей. Уже в этом году на вооружение начнут поступать не имеющие аналогов зенитно-ракетные системы С-400 "Триумф", чьи боевые возможности вдвое выше, чем у комплексов, стоящих сегодня в строю.
А что сегодня Россия может противопоставить угрозам из космоса и с воздуха? В частности, в боевом строю ВВС - около 900 истребителей МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, 20 самолетов дальнего радиолокационного дозора А-50 (типа "Авакс"). В составе Космических войск - система предупреждения о ракетном нападении из 9 наземных радиолокационных станций. Систему противоракетной обороны Москвы составляют РЛС "Дон-2" под Софрино и сто противоракет большой и средней дальности. Плюс - ракетные космодромы в Плесецке и на Байконуре. Основу ПВО составляет около 2000 уникальных ракетных комплексов С-300 "Фаворит".
По данным "Труда", суть концепции, которую вчера обсуждали в Генштабе, можно сформулировать так: разумное сочетание разведывательно-информационных структур и средств поражения.