Сначала было узаконено альтернативное заключение брака "по конкордату" - договору, регулирующему отношения Польши как преимущественно католической страны с Ватиканом. В этом случае торжественному свадебному кортежу не обязательно заворачивать в загс - марш Мендельсона прозвучит прямо в церкви. Священник позаботится обо всем: даст направление на обязательные для жениха и невесты церковные курсы, готовящие к семейной жизни, после церемонии перед алтарем предложит молодоженам подписать документы о создании первичной ячейки общества, которые потом в течение пяти дней сам зарегистрирует в соответствующем госучреждении. Иначе говоря, слуга Божий окажет весь комплекс брачных услуг, за исключением разве что организации свадебного пиршества.
Повязать узами Гименея по схеме "конкордата" вправе не только католические, но и священники православные, протестантские, иудейские и всех других действующих в Польше конфессий.
За альтернативным браком логично последовал альтернативный развод - так называемая сепарация. Она задумана как разновидность развода, но без возможности тотчас после этого заключить повторный брак. То есть супруги живут раздельно, не связаны совместным сексом и ведением общего хозяйства, но в любой момент могут сойтись без всяких юридических сложностей, достаточно проинформировать об этом суд.
Гражданский развод в Польше приходится ожидать довольно долго, скажем, в Варшаве до двух лет. Бракоразводные процессы переданы в ведение воеводских (областных) судов, до которых иным парам надо не один раз добираться за сотню и более километров. Трудность и в том, что даже простое расторжение брака супругам без детей иногда обходится, с учетом уплаты адвокатских гонораров, в сумму, за которую можно купить малолитражный автомобиль. Сепарация же рассматривается не только как пролог к разводу, чтобы конечный этап расторжения брака проводить, когда остынут эмоции, но и как выход для сильно верующих людей, для которых распад семьи ассоциируется с грехом, и как правовое решение, которое дает шанс спасти супружество.
Хотя уже год как существует альтернатива - либо трудное расторжение брака, либо легкая сепарация. За первую половину этого года сепарацией пожелали воспользоваться более 4 тысяч семейных пар. Это не так много, если учесть, что за год в Польше подается 70 - 80 тысяч заявлений на развод. Но и не так мало, если иметь в виду, что это новая правовая норма и поляки только начинают к ней приспосабливаться. И у нее еще много противников, которые считают, что сепарация лишь оттягивает развод, сохраняет только фасад семьи, а не ее сущность. А по мнению ряда юристов, эта норма является очередной пробой подчинения государственного права праву религиозному.