Таков перечень жгучих вопросов, которые обсуждал в Москве в ходе визита Кристофер Паттен, комиссар по внешним связям Евросоюза. Имелась и вполне конкретная задача - составить по пунктам программу технического содействия на 2001 год.
"Тяжеловес" в партии британских консерваторов, обласканный в свое время Маргарет Тэтчер, последний губернатор Гонконга, а ныне де-факто министр иностранных дел Евросоюза Кристофер Паттен - одна из самых колоритных фигур европейского политического бомонда. Один из британских дипломатов в Москве в приватном порядке сказал мне, что Паттен мог бы высоко взлететь, стань он в свое время лидером тори. На встрече у главы представительства ЕС в России Ричарда Райта вашему корреспонденту удалось задать два вопроса его брюссельскому начальнику Паттену.
- Предположим, у России и ЕС возникнет сопоставимый набор "моральных ценностей". Допустим, создаваемый сегодня "еврокорпус" превратится в реальную силу. Как в обозримой перспективе отнесется общественное мнение в Западной Европе к идее посылки своих "голубых беретов" в "горячие точки" с целью поддержания мира?
- Избиратели в Евросоюзе спокойно реагируют на то обстоятельство, что наши парни в униформе служат в различных частях света и даже умирают в странах, название которых они ни разу в своей жизни не слышали. Возьмите Ирландию - она не член НАТО, но выполняет миротворческие миссии, например, в Ливане. Или Швецию, посылающую своих солдат в "горячие точки" с такими же благородными целями. Однако я лично считаю, что ради предотвращения и урегулирования кризисов мы недостаточно используем чисто невоенные средства. Боюсь, во многих случаях мы до сих пор не предлагаем свежих идей, скажем, для решения проблемы Кашмира или еврейских поселенцев на Западном берегу реки Иордан.
- На совещании министров финансов в Кобе этот год назвали "годом Европы", поскольку и американская и японская экономики переживают сейчас трудности, а евро вот-вот догонит доллар. Учитывая, что 40 процентов внешней торговли Росси приходится на страны ЕС, можно ли ожидать от Евросоюза более активной политики "ангажирования" России?
- Укрепление евро никак не скажется на сотрудничестве ЕС и России. Но зато европейские политики получат доказательство того, что их модель развития экономики не хуже американской. Просто свои достижения мы сами были склонны преуменьшать. Такие, как соединение воедино экономического роста и социальной солидарности.
...Европейский союз ставит эксперимент небывалой исторической значимости, пытаясь найти оптимальную формулу сосуществования, при которой, "суверенитеты отдельных государств сочетаются, а национальная идентичность сохраняется". При этом ЕС и Россию объединяют "единый континент, единая цивилизация", говорил Крис Паттен, а в дальнейшем, чего желали бы себе и нам руководители Евросоюза, может появиться "общее социальное и экономическое пространство, а затем и общая шкала нравственных ценностей".