Пропали очки Маяковского? Купите новые!

Из музея Маяковского на Лубянке пропало 50 экспонатов, в том числе плакаты, очки и подсвечник из письменного набора

Из музея Маяковского на Лубянке пропало 50 экспонатов — об этом заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. «Труд» опасается, что эта утрата может оказаться для одного из лучших литературных музеев Москвы не последней.

Среди пропавших экспонатов вещи, имеющие непосредственное отношение к Маяковскому: очки, подсвечник из письменного набора, подаренного поэтом своей сестре Людмиле. Остальные — плакаты «Окон РОСТА» с известными лозунгами, книги и несколько выпусков футуристического альманаха «Гилея». Самое ценное — два подлинных плаката Александра Родченко, но их, к счастью, удалось найти. Как рассказала директор музея Маяковского Светлана Стрижнева, одну из работ она обнаружила на выставке и два года вела переговоры с тем, кто купил плакат, видимо, у похитителей. Второй «Родченко» оказался в списке аукционных лотов, но продажу удалось предупредить.

Как уже догадался читатель, история с пропажами — на самом деле старая. Экспонатов недосчитались после реконструкции музея еще в начале 90-х. «Мы сразу спохватились, — вспоминает Светлана Стрижнева, — но в заведении уголовного дела нам отказали, заявив, будто экспонаты не имеют реальной ценности. Мы говорим: пропали очки Маяковского! Нам в ответ: купите новые».

Но у старой истории может случиться новое продолжение. В музее грядет ремонт. Экспозицию, которую, например, известный архитектурный критик Григорий Ревзин называет гениальной, предлагают временно вывезти. Но где гарантия, что потом все вернется на свои места?

А ведь сама по себе эта экспозиция — произведение искусства. Здесь нет традиционных для литературных музеев фотографий в рамках, писем под стеклом и интерьеров, которые запрещено трогать. Зато есть гигантская конструкция, которая на уровне атмосферы выстраивает жизнь поэта. Экспозиция заканчивается «комнатой-лодочкой», в которой он жил и работал, а потом выстрелил себе в голову.

Тем временем в департаменте культуры экспозицию-инсталляцию, которая за двадцать лет ничуть не утратила своего авангардного звучания, предлагают «модернизировать», насытить плазменными панелями и т. п. Похоже, поэтому и напомнили о старой пропаже. Мелькают новости о создании на базе музея Маяковского музея футуризма. Что ж, наверное, и такой Москве нужен, но почему же ценой уже существующего и завоевавшего любовь публики культурного центра? И беспокоиться сейчас нужно не столько о пропавших 20 лет назад плакатах (хотя и о них тоже), сколько о сохранении того ценного, что мы еще не потеряли, — дома, сберегшего дух великого поэта.