"ЗОЛОТО ТРОИ" СНОВА РАСКОПАЛИ

Вчера в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина произошла настоящая революция. Впервые за почти вековую его историю полностью обновили экспозицию. В числе прочих из секретных запасников достали томившиеся там полвека ценности, вывезенные нами в 1945-м из Германии в качестве компенсации наших потерь в войне, но все эти годы отчего-то стыдливо спрятанные от посторонних глаз. Достали - и ахнули! Кажется, теперь Пушкинский может потягаться с ведущими музеями мира.

Это стало возможным за счет открытия дополнительных площадей в двух соседних переданных музею зданиях, где ГМИИ устроил Галерею искусств стран Европы и Америки (импрессионисты и постимпрессионисты), а также Музей личных коллекций (2000 ценнейших экспонатов, подаренных Пушкинскому коллекционерами-любителями). А в главном здании на Волхонке, 12 с детства знакомые многим почитателям искусства экспозиционные просторы изменились до неузнаваемости (даже залы выкрашены в подходящий эпохе и стилю цвет). Только одной живописи на свет божий извлечено около 180 работ, с большинством из которых пришедшие на открытие известные искусствоведы и художники знакомы лишь по репродукциям из довоенных энциклопедий.
Отныне отдельный зал занимает фламандская живопись, где представлены "Вакханалия" Рубенса, "Портрет леди д'Обиньи и графини Портленд" Антониса ван Дейка, полотна Яна ван де Венне, Питера ван Моля, Корнелиса и Паувела де Восов. Рембрандт и художники его круга тоже получили собственное помещение, равно как и другие голландцы. Сошлись наконец вместе три редчайшие вещи крупнейшего мастера XVII века Питера де Хоха. Из запасников добавлено более 30 картин в три зала французской живописи. Впервые выставлена "Голгофа" Лукаса Кранаха-старшего и "Мадонна со святыми" Тьеполо. До сих пор этого не видели даже сами сотрудники Пушкинского.
Собственное помещение отведено и под знаменитое "Золото Трои", на которое, кстати сказать, давно зарится Германия. Наконец-то разобраны пресловутые четыре ящика уникальных предметов роскоши, которой 4 тысячи лет назад владели древнегреческие цари времен Троянской войны. Раскопавший эти сокровища в конце XIX века немецкий археолог и меценат Генрих Шлиман свой капитал нажил в России и в конце жизни завещал, чтобы его находка хранилась здесь. Однако троянское золото оставалось в Германии до конца второй мировой, а потом было изъято нами как компенсация потерь в войне. Кстати, сейчас на "Золото Шлимана" предъявляют свои претензии не только Германия, но Турция (по месту обнаружения) и Греция (по историческому происхождению).
Противники возврата перемещенных ценностей, наверное, назовут поступок Пушкинского музея слишком смелым шагом, который может повлечь за собой целую череду скандальных требований на международном уровне. Однако музейщики не страшатся скандалов, ведь о содержании наших спецхранов давно известно Западу. Помнится, еще в 2003 году чиновники Минкульта РФ открыли в интернете специальный сайт "Реституция", где начали методично публиковать списки и фото находящихся в музеях России перемещенных ценностей. Так что русское "трофейное искусство" давно уже стало секретом полишинеля.
Кстати, поклонникам старой экспозиции нет повода для печали - на своих местах осталась богатейшая коллекция скульптурных слепков с произведений Древнего мира, эпохи Возрождения и Средневековья, что начал собирать еще основатель Пушкинского профессор МГУ Иван Цветаев. Однако в экспозицию добавили подлинники античности, которые заняли новые залы.
- Мы отдаем себе отчет: то, что у нас получилось, - это не окончательный вариант, - считает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. - Музей - организм развивающийся. Хотя бы потому, что развивается само искусство. И естественно, что все новые и новые экспонаты со временем приобретают статус музейных. Мы рассчитываем, что новая экспозиция пробудет в таком виде около пяти лет, а затем будем осваивать новые площади. В нашем хранилище остается много достойных вещей. Из них можно сделать еще один музей. Поэтому у нас большие надежды на будущий Музейных городок, проект которого разработан Норманом Фостером и в целом уже одобрен нашим Попечительским советом. В этот комплекс войдет реконструированная усадьба Вяземских-Долгоруковых. Будут построены Дом музыки, напротив храма Христа Спасителя появится выставочный центр из пяти зданий, по форме напоминающих лепестки цветка... В будущем году переедет в новое здание наша библиотека, в которой 800 тысяч томов по искусству. Она считается лучшей в Москве, хотя пока ютится на 600 кв. метрах, ее новая площадь будет в пять раз больше. Это совершенно другой уровень музейной работы, достойный тех сокровищ, которыми владеет Россия.