СЕРЫЕ СХЕМЫ НА ЧЕРНОМ КОНТИНЕНТЕ

"В очередной раз Москву намеренно дезинформируют либо горе-специалисты, либо те, кто заинтересован в ухудшении отношений между Россией и Анголой". Такое мнение высказал заслуженный штурман-испытатель, глава независимого международного фонда "За возвращение домой" Сергей Кудряшев, ознакомившись с официальным ответом МИД РФ на опубликованный в "Труде" (см. N 203 за 1 ноября 2006 года) материал "Где наши летчики? Президент Анголы мог бы найти пропавших российских пилотов, но, видимо, не хочет".

Напомним, в нем речь шла о надежде, которую возлагали на посетившего с визитом Москву ангольского лидера Эдуарду душ Сантуша родные и близкие канувших в неизвестность на юге Африки 19 молодых мужчин - русских, белорусов, молдаван, украинцев. У родственников сложилось впечатление, что официальная Луанда "делает все, чтобы ничего не делать". Они неоднократно обращались к президенту Анголы с просьбой взять под личный контроль поиски летчиков, провести расследование. Они даже готовы были ехать в Анголу. В ответ вот уже восемь лет - либо пустые обещания, либо глухое молчание...
С родственниками, судя по письму со Смоленской площади, не согласен заместитель министра иностранных дел Александр Салтанов. Отвечая на вопрос "Труда", он, в частности, сообщил:
В интервью корреспондентам "Труда" руководитель независимого международного фонда "За возвращение домой" Сергей Кудряшев, в частности, рассказал:
- В феврале 1999 года президент России дал поручение компетентным органам активизировать работу по выяснению судьбы и возвращению на Родину российских граждан, пропавших в Анголе. Вскоре в МИДе была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители ряда министерств и ведомств, а также нашего фонда, созданного родственниками летчиков. Совместными усилиями (не с властями Анголы, а с партизанами!) удалось сделать немало: из плена вызволили пятерых российских авиаторов - Зайцева, Чеснокова, Юдова, Яценко, Гмызина. Один летчик - Роговец погиб при вынужденной посадке, двое - Кашлин и Захаров умерли в плену УНИТА от малярии.
Что касается упомянутого Салтановым расследования на месте катастрофы Ан-26 в провинции Маланже, то здесь по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Нам, например, стало известно, что комиссия была на месте происшествия всего 3 часа. За это время можно сделать лишь беглый осмотр места падения самолета. Не проводилось и тщательного исследования деталей, узлов и агрегатов остатков Ан-26. Понятно, что это можно сделать лишь в условиях авиационного ангара и лаборатории, то есть для этого детали и узлы должны быть вывезены с места катастрофы. Но следственную группу торопили ангольские военные - начинался сезон проливных тропических дождей.
Экспертам, консультирующим наш фонд, стало также известно, что при осмотре места катастрофы отсутствовали черные ящики с Ан-26, которые фиксировали не только техническое состояние самолета, но также радиообмен экипажа. Но черные ящики бесследно исчезли, что, на наш взгляд, свидетельствует лишь об одном - до Каулиса и Ленского на месте катастрофы уже побывали так называемые специалисты, которым по каким-то причинам было не выгодно, чтобы объективная информация, скажем, о характере перевозимого груза или находившихся на борту военных офицерах, попала в руки поисковиков. Тем более что сегодня точно известно: в момент падения пермского Ан-26 ангольские власти были осведомлены о местонахождении самолета. Российский летчик Степанов, работавший по контракту в Африке, неоднократно сообщал в Луанду и Москву координаты обнаруженного им места катастрофы. Мы просили ангольские власти провести расследование этого происшествия еще в 1998 году. Но все тщетно.
Вывод один: ангольские власти не хотят брать на себя ответственность за факты исчезновения самолетов и активно вести действия по определению судьбы пропавших людей.
- Можно ли однозначно утверждать, что все люди на борту самолета Ан-26 погибли в результате аварийной посадки или падения подбитого самолета?
- Мы консультировались на этот счет с опытными российскими авиаторами, которые не стали со стопроцентной уверенностью утверждать, что все находившиеся на борту летчики и пассажиры погибли. Это подтверждают и такие факты: несмотря на боевое поражение ракетами "Стингер" самолетов Ан-12 компании "Хеллер Интернэшнл" (командир Юдов) и Ан-26 компании "Волга-Атлантик" (командир Зайцев), экипажам удалось посадить самолеты. После приземления машины сгорели, но все находившиеся на борту остались живы.
Российский посол А. Кемарский, побывавший еще в 2003 году на месте катастрофы в Маланже, обнаружил человеческие останки на месте падения Ан-26. Но кому они принадлежат, неизвестно, для этого нужен детальный анализ собранных материалов и выводы специалистов.
Представители партизан УНИТА, помогавшие нашему фонду в поисках пропавших без вести летчиков, дали совет: "Считайте их живыми до тех пор, пока не убедитесь, что все они погибли".
- Какие, по-вашему, меры необходимо предпринять, чтобы активизировать процесс поисков?
- Усилий отдельных организаций и даже стран явно недостаточно. Этот вопрос надо выносить на обсуждение в ООН и решать его с привлечением специалистов, сил и средств мирового сообщества. Такую идею высказал глава российского МИДа Сергей Лавров на встрече с родственниками пропавших летчиков и представителями нашего фонда.
...После разговора со штурманом Кудряшевым все более отчетливо проступают "белые пятна" в этой многолетней саге. Возникают вопросы: почему обследование места авиакатастрофы Ан-26 в провинции Маланже заняло всего три часа, на чем настаивали местные люди в погонах? Где "черные ящики"? Будет ли продолжение, в частности, опознание останков по ДНК? И в таком случае кто заплатит за этот дорогостоящий анализ?
Есть одна догадка. Она вытекает из откровений Карлуша Маргаду, в свое время полномочного представителя группировки УНИТА в Западной Европе, а ныне депутата ангольского парламента. Он поведал одному из авторов этого материала, что коррумпированная военная верхушка во время гражданской войны в Анголе продавала советские, а затем и российские вооружения... в лес, партизанам. Затем кое-кто из генералов занялся алмазным бизнесом, продолжая использовать "серые схемы" для вывоза этой продукции за рубеж. Нельзя исключать, что для этих целей они использовали российские экипажи. Скорее всего, использовали "втемную", ничего им не сообщая о характере груза.
Что из этого следует? Если версия о продаже оружия унитовцам и контрабанде алмазами верна, то ангольским властям и вправду есть что скрывать. И тогда они и дальше будут всячески препятствовать объективному и полному расследованию.
"В августе 2002 года ангольцы представили доклад, в котором подтверждалось, что 13 российских граждан по-прежнему числятся пропавшими без вести. Ангольская сторона не исключала возможности их нахождения в сопредельных странах. В этой связи МИД РФ направил соответствующие запросы в наши посольства в ДРК, Республике Конго, Зимбабве, Руанде, Замбии, ЮАР и других странах. Полученная информация не подтвердила упомянутую версию.
После окончания в Анголе в 2002 году гражданской войны удалось определить место захоронения, эксгумировать и доставить в Россию останки летчика В. Кашлина, а также получить данные о предположительном местонахождении могилы С. Захарова.
В мае 2003 года в провинции Маланже были обнаружены обломки самолета Ан-26, принадлежавшего АК "Пермские моторы". На место вылетала комиссия в составе ангольских экспертов и представителей посольства России в Анголе, которая подтвердила факт авиапроисшествия.
Месяц назад в соответствии с договоренностью с ангольскими властями в Луанде находились начальник отдела полевого расследования авиационных происшествий на воздушном транспорте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) А. Каулис и директор авиакомпании "Пермские моторы" А. Ленский. В ходе совместной экспедиции с представителями ангольской межведомственной комиссии и нашего посольства они посетили место падения самолета Ан-26. Эксперты осмотрели место происшествия, сделали предварительные выводы, в целом совпадающие с высказывавшимися ранее версиями причины авиапроисшествия. Самолет, видимо, был подбит ракетой, загорелся в воздухе, а при попытке экипажа совершить вынужденную посадку перевернулся и разломился на несколько частей. Судя по состоянию обломков самолета и найденных на месте происшествия фрагментов человеческих костей, никто из 4 членов экипажа и 20 пассажиров (ангольских граждан) выжить не мог.
"Сложная и кропотливая работа по выяснению судьбы других пропавших без вести в Анголе российских граждан, - заверил читателей "Труда" Александр Салтанов, - продолжается". (Полный текст его ответа читайте на веб-сайте МИДа РФ: www.mid.ru).