Старожил Госдумы Алексей Митрофанов комментирует наплыв дарителей с грустью. В последние годы лоббисты обходят нижнюю палату парламента стороной. "Ну обмениваемся авторучками, календариками с партийной символикой или с собственным изображением. Времена изменились, теперь Госдума - самое чистое место, - поведал "Труду" Митрофанов. - Ведь ключевые решения сейчас принимаются не в парламенте, а в монополиях".
Да, есть о чем взгрустнуть. Когда недавно обчистили квартиру первого вице-спикера Любови Слиски, унеся драгоценности на сумму почти в полмиллиона долларов ("просто подарки"), больно было читать комментарии самой потерпевшей. Если им верить, то все похищенное было усыпано не полновесными бриллиантами, а жалкой бриллиантовой крошкой. Не уважают! А председатель думской Комиссии по депутатской этике Геннадий Райков в недавней беседе с "Трудом" откровенно признался, что и он носит на руке дареные часы "Ролекс" за какие-то 3 тысячи долларов. Несолидно получается: у Филиппа Киркорова стащили на гастролях часы чуть ли не за 100 тысяч долларов, что же он в 33 раза больше "весит" в табели о рангах, чем известный депутат?
Да, после установления жесткой вертикали власти многим ее представителям приходится довольствоваться малым. Известный борец с коррупцией, депутат-единоросс Александр Хинштейн иронично посетовал, что лично ему презентов с бриллиантами никто не делал: "Я взаимодействую с госструктурами, поэтому мне дарят в основном ручки, календари, ежедневники, которыми на долгое время с лихвой обеспечен весь мой аппарат". По словам Хинштейна, наиболее оригинальные сувениры он получал от Рособорон-экспорта: трехтомник с тостами (один из фолиантов - футляр для рюмочек и бутылочек) и набор спецназовца (рюкзак с воинским уставом, фуфайкой, ножом, бутылкой водки и банкой консервов).
Бывает, дело не ограничивается консервной банкой. Везут, например, дорогостоящую мебель, которой обновляются личные кабинеты парламентариев. Друзья депутатов не могут допустить, чтобы слуги народа сидели на казенных стульях. "Иначе как злоупотреблением прием таких даров назвать нельзя", - считает член фракции КПРФ, зампред Комитета по безопасности Виктор Илюхин. Но и по его наблюдениям в нижнюю палату по случаю торжеств теперь больше несут по мелочам: коллекции спиртного, коробки шоколада, банки икорки.
Бывший сотрудник аппарата вице-спикера Госдумы разоткровенничался: "На прошлый Новый год из подарков, предназначенных шефу, мне достался пятикилограммовый гусь - эту птицу традиционно присылают из Саратова, но почти все продукты шеф отдает своим сотрудникам. Ну и канцтовары тоже. Если на пакете нет логотипа "Паркер", депутаты в него даже не заглядывают".
Подарки чиновникам министерств и ведомств - важная расходная статья в бюджете каждой коммерческой компании. "Ведь от них напрямую зависит принятие решений по нашей деятельности, - рассказал нам топ-менеджер одной из крупных фирм. - Деньги на это закладываются в бюджет компании заранее, причем немалые. Подарки - дело тонкое, можно не только потратить деньги впустую, но и, если не угодишь, себе навредить".
Ломиться с пакетами в полпредства президента считается дурным тоном. Необходимы более деликатный подход, знание привычек и пристрастий. Проще с заядлыми рыбаками и охотниками - рыболовная снасть и ружье уже давно взяткой не считаются. Трудней угодить домоседу. Хорошо, если чиновник курит трубку. Как правило, у таких уже собраны коллекции из подношений.
Любителям экстрима и путешествий на байдарках сегодня принято вручать лучшие спутниковые системы - тем самым подчеркивается и особая забота о сохранности руководящего тела. Модно дарить дорогие издания книг. Среди чиновничества появились знатоки, собравшие библиотеки в сотни томов на десятки тысяч долларов. Трудно придумать нечто совсем оригинальное. Стоило только принести одной важной персоне бюст в натуральную величину, отлитый из шоколада, как кондитерские фабрики издали каталоги подарков. Теперь из шоколада можно сделать пачку долларов или скульптурную композицию. Идея потеряла свежесть.
В крупных корпорациях появились специальные менеджеры по подаркам. Они ходят на антикварные выставки, знакомы с галеристами, знают телефоны знаменитых аукционов. Недавно одна компания приобрела с десяток гравюр стоимостью от 5 до 10 тысяч долларов каждая: один из российских министров известен как знаток и коллекционер, перед покупкой шли серьезные консультации с экспертами. Или такой конфуз: высокопоставленному юбиляру вручили запонки от Фаберже, а они оказались поддельными. Пришлось оправдываться на самом высоком уровне. А в Минсвязи, которое курирует всех операторов-сотовиков, на прошлый Новый год "пачками" несли мобильные телефоны новых моделей. Чиновникам это не очень понравилось. Вот если бы "Vertu"...
Подношения российским чиновникам стали проблемой для Фемиды. Что считать завуалированной взяткой, а что обычным знаком внимания или проявлением человеческой благодарности? Законы, регламентирующие эту часть бытия, противоречат один другому. По одному из них можно принять подношение, не превышающее по стоимости пяти МРОТ - 5,5 тысячи рублей. Попытку разобраться с этой коллизией 7 декабря нынешнего года сделал президиум Высшего арбитражного суда. Служители Фемиды ломали голову, что считать подарочным "потолком" для российских чиновников (кстати, он уже сейчас в два раза выше американского). Например, судьи в США декларируют любой подарок стоимостью свыше 100 долларов, то есть примерно 2600 рублей.
В общем, одни закавыки, а Новый год все ближе. Вот и приняли служители Фемиды соломоново решение: сначала отпраздновать, а потом уже решать, что под чиновничьей елкой считать законным презентом, а что - взяткой. Философский вопрос!
КАК БЫЛО РАНЬШЕ?
Борис НЕМЦОВ, первый вице-премьер правительства в 1997 - 1998 годах:
- В наше время самым ходовым подарком в кабинете министров являлись кинжалы. Гонцы из Дагестана раздаривали их направо и налево. У меня было впечатление, что половина бюджета республики уходит на это оружие, инкрустированное золотом и драгоценными камнями. Роскошным подарком чиновнику считалась и оплата его отдыха на островах с теплым климатом. Предлагали и деньги: мне, например, пытались сунуть миллион долларов за приватизацию одного завода. Сейчас подобные подарки - жалкий лепет. Ставки выросли. Обратите внимание: во время футбольных матчей в Европе половина болельщиков на трибунах - чиновники из России. Им теперь не дарят конвертики и не приносят деньги в чемоданчиках, просто своевременно пополняются их счета в зарубежных банках.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В частном порядке дипломаты некоторых зарубежных посольств в Москве признались, что на Новый год они вынуждены одаривать многих российских чинуш и депутатов.
"Попробуй забудь кого-нибудь - обижаются как дети", - посетовал африканский консульский работник. Обычно подношения делаются в личном порядке - на пакете пишется имя и адрес получателя. Разъезжающие за 5 - 10 дней до праздников по всей Москве специальные дипкурьеры вручают имярекам набор дорогих алкогольных напитков (виски, коньяки, вино, ром, текила, джин), конфетные шоколадные коробки (в основном производства Швейцарии, Франции, Германии), а также фотоальбомы в шикарных суперобложках, ежедневники, календари, фирменные ручки и зажигалки.
В среднем каждое посольство тратит на подарки до 10 тысяч долларов. В списках "награжденных" обычно значатся министры, высокопоставленные сотрудники администрации президента, сенаторы, депутаты и пр. В этом году, по нашим данным, особую щедрость проявляют посольства арабских стран, Турции, Южной Кореи, Тайваня, ряда стран Евросоюза. "Жадничают" - КНДР, Туркмения, Грузия.