НА ВСТРЕЧУ С ПРЕКРАСНЫМ

В минувшие выходные власть и "не согласные" с ней политические движения изрядно испортили отдых москвичам и гостям столицы. В субботу впервые за полтора месяца над Москвой выглянуло солнце. Но в самом центре города, особенно вдоль Тверской и Тверской-Ямской, гуляющим трудно было не споткнуться о ботинок омоновца: здесь готовились встретить и остановить марш оппозиции. В оцепление взяли Красную площадь, серые массы милиции преградили входы в Александровский сад и на Манежную площадь.

Пешее движение (автомобильное запретили загодя) было затруднено и в близлежащих переулках: здесь власть сосредоточила резервные силы - армейские грузовики, машины с водометными установками и прочую спецтехнику. В небе барражировали вертолеты...
И если бы только в центре Москвы! Моя коллега долго не могла свернуть на Садовое кольцо в районе площади трех вокзалов - движение автотранспорту перекрыли, дабы пропустить колонну военизированной техники. А в машине двое маленьких детей с разноцветными шарами торопятся на детский праздник. На Садово-Кудринской образовалась гигантская пробка - перекрыли проспект академика Сахарова, а у дверей Министерства сельского хозяйства, что в двух шагах, зачем-то выставили гигантский "Урал" с грозной надписью "ОМОН" по борту.
По соседству с восседающим на лошади бронзовым маршалом Жуковым стояли передвижные конюшни - конная милиция, подкрепленная несметным числом милиционеров из глубинки, многократно превосходила горстку анпиловцев с красными знаменами.
В это время на Болотной площади, где собирались владельцы автомобилей с правым рулем (тоже протестовать против очередных намерений правительства запретить японский секонд-хэнд), стянулись бойцы правопорядка со сворой овчарок и ротвейлеров. Итак, люди, кони, спецмашины, собаки и барражирующие над всем этим воинством вертолеты... Зрелище не для слабонервных!
Но применять все это грозное хозяйство, к счастью, не пришлось - до кровопролития дело не дошло. Зато, пардон, моча текла в подземных переходах близ Красной площади рекой: явно переборщив с концентрацией правоохранительных сил на квадратном метре столицы, власть забыла выставить необходимое число биотуалетов для служивых. По разным оценкам, численность правоохранителей, поставленных под ружье в субботу, составляла 8-10 тысяч человек. Желающих выразить свое несогласие с властью оказалось втрое меньше. Да еще то здесь, то там проявлялись мелкие группы "несогласных с несогласными". Кого-то согнали с крыши дома, отобрав транспарант, кого-то скрутили и бросили в "автозак"...
Что в сухом остатке? Осталось тягостное ощущение какой-то тяжелой глупости и страха, с которой власти реагируют нынче на любое проявление несогласия с "генеральной линией". Явно неадекватный ответ на вызов такого политического легковеса, как Гарри Каспаров и К. Похоже, Кремль напрочь отвык от любых форм общественных дискуссий, кроме тех, что придуманы, утверждены и отрепетированы им же самим.
А телевидение в это время демонстрировало благостную картину. До "Лебединого озера" пока не дошло, но к этому дело идет. В центре столицы разворачивается войсковая операция, тысячи москвичей с тревогой спрашивают, что случилось, а с экрана нас потчуют "острым сюжетом": в тихой европейской стране молодые демонстранты теснят полицию, пытаясь отстоять старое здание. "Обострение классовой борьбы..."
Если "бузить" на Тверскую вышла горстка радикалов, то для чего власти понадобилось проводить чуть ли не войсковую операцию? А если во время митинга оппозиции действительно звучали крамольные, вступающие в противоречие с законом лозунги и призывы, то почему бы по телевидению не показать россиянам "оскал радикала"? Вместо этого - попытка замолчать события. Все те же пляски, песни и вести с полей...
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий:
- На моих выходных "Марш несогласных" отразился не слишком. Да, на улицах из-за этого были пробки, но по Москве обычно и так тяжело проехать. Впрочем, выглядело все происходящее довольно противно: собрались две тысячи маргиналов и прибыли все силовые структуры для того, чтобы помешать им плюнуть в колодец. Но я бы не стал ругать власть за подобные аффектированные действия. Участники субботней акции представляют угрозу для общества, что сами же и декларируют. Тут лучше перестраховаться.
Екатерина ВОЛКОВА, актриса, жена лидера НБП Эдуарда Лимонова:
- Мы с сыном Богданом, которому месяц от роду, в субботу погуляли в парке. На большие улицы не выходили. В воздухе кружил вертолет, и это создавало какой-то сюрреалистический антураж - будто город на особом положении. Придя домой, слушала "Эхо Москвы", смотрела новости в интернете - только там можно было почерпнуть информацию о проходящем "Марше несогласных", декларировавшемся, кстати, как мирная акция. Очень переживала за мужа. Но он позвонил и сказал, что все благополучно закончилось.
Павел С., галерист
- В субботу с немецкими коллегами мы отправились на встречу с прекрасным - на "Артманеж". Наткнулись на отряды конной милиции, перекрывшей Манежную площадь. Пришлось идти в обход. В подземных переходах хлюпало под ногами и страшно воняло. Немцы испуганно жались и почему-то спрашивали про полоний. Я им объяснил, что полоний не пахнет.