ЗАСУХА ПОСРЕДИ ЗИМЫ

Когда замерзают реки и закрываются шлюзы, вода поступает в город по единственному в столице старинному деревянному трубопроводу Сходненской ГЭС.

Труба диаметром 5,4 м перебрасывает в Москву-реку из Химкинского водохранилища 31 кубометр воды в секунду, что и не дает реке обмелеть. Других "источников питания" у нее в это время года нет. Недавно таких водопроводов было два, но резервный вышел из строя. В плачевном состоянии и основной. А ведь от его работы зависит жизнь реки, а вместе с нею и города в зимний период.
- Состояние сходненского трубопровода таково, что стоит ударить серьезным морозам - и ситуация может превратиться в катастрофическую: Москву-реку в районе Кремля можно будет легко перейти вброд, - считает главный инженер ФГУП "Канал имени Москвы" Владимир ЧААДАЕВ.
Первые гидротехнические сооружения на канале имени Москвы появились 70 лет назад. Бетон, из которого они построены, отслуживший уже три срока, давно обветшал и утратил прочность. В аварийном состоянии находятся три плотины из семи. Весной прошлого года начал разрушаться 10-й шлюз Перервинского гидроузла. Это грозило отрезать Южный порт от Оки и ставило под вопрос навигацию в низовьях Москвы-реки. Но все это - "мелкие" неприятности в сравнении с теми, которые стоит ожидать от трубопровода расположенной на окраине столицы Сходненской ГЭС.
Согласно заключению экспертов, крайний срок эксплуатации питающих город деревянных труб истек еще в 2000 году. Креститься начали, когда грянул гром - прошлой зимой, как раз под Новый год, прорвало точно такую же, но, к счастью, резервную трубу. Однако и тогда, по словам специалистов, только чудом не смыло Сходненскую ГЭС. Состояние же единственной оставшейся трубы не многим лучше: протекает как решето. На холоде из-за протечек мгновенно образуется наледь, лед рвет старое дерево. Пробивающие фонтанчики могут в одно мгновение превратиться в колоссальный поток - более 30 кубометров в секунду. И все же основная опасность не в затоплении (руководство канала обещает вовремя перекрыть вход в деревянную трубу), а в том, что если его закрыть, катастрофически упадет уровень воды в Москве-реке. А раз так - лишатся водозабора и прекратят работу все без исключения питающиеся от Москвы-реки ТЭЦ. Жители столицы и ближайшего Подмосковья окажутся без тепла и горячей воды.
Единственным источником подпитки реки останется канализация. Вымрет вся рыба, обнажится дно - кладезь химических элементов, накопленных здесь в 50-80-е годы. Неизвестно, как поведет себя высохшее русло, ведь может начаться сползание берегов...
Мы не пугаем. Ситуация действительно очень непростая. Парадоксально, но цена решения вопроса по городским меркам невелика - 60 миллионов рублей. Для сравнения: одна из новых транспортных развязок обошлась городскому бюджету в 4,5 миллиарда.
Так почему же проблема надвигающейся техногенной катастрофы не решается? Как бывало уже не раз, все упирается в извечную тяжбу между Москвой и федеральным центром за право владения имуществом, находящимся на территории города (канал и все его сооружения относятся к федеральной собственности). Федералы могут выделить от силы половину требуемой суммы. А городские чиновники не хотят, да и не имеют права тратить бюджетные деньги на то, что городу не принадлежит. Тем более что на время ремонта пришлось бы ударить по карману жителей города: прекратить забор воды на питьевые нужды в районе Рублева и открыть проходы через Северную и Восточную станции, то есть покупать воду у других регионов. Ну какой чиновник (даже чтобы спасти город) возьмет на себя такую ответственность: израсходовать средства городского бюджета и населения на не принадлежащую мегаполису собственность?
Эксперты надеются, что беда может наступить не нынешней зимой...