Не стану оценивать телевизионные достоинства этих программ. Скажу лишь: обе они делают фактически то, что зрители старшего поколения помнят по давней передаче "Алло, мы ищем таланты!". Только прежде юные дарования приходили из весьма все-таки развитой, охватывающей миллионы участников художественной самодеятельности: кружки, студии, дворцы пионеров. Сегодня же это чаще всего "неорганизованные" юноши и девушки. Их обнаруживают на просмотрах (называемых сегодня броским термином "кастинг") руководители телеконкурсов, а затем "натаскивают" по образцу тех "звезд" поп-музыки, что у всех на виду и на слуху. Стандартизация и пошлость, и без того заполонившие все вокруг, вновь и вновь тиражируются.
В недавнем выпуске "Культурной революции", названном "Самодеятельность угрожает культуре", ведущий Михаил Швыдкой показал перед началом обсуждения знаменитый фрагмент из рязановской комедии "Берегись автомобиля". Там Евгений Евстигнеев, сыгравший роль режиссера народного театра, рассуждает о смерти профессионального искусства и замене его самодеятельностью. Эти классические кадры задали тон обсуждению проблемы в студии. Очень скоро, забыв об ироническом контексте эпизода, рожденного реакцией кинематографистов на прямолинейные рассуждения тогдашнего министра культуры, иные участники дискуссии под руководством министра нынешнего принялись всерьез громить тех, кто благоволит к любительскому творчеству.
В передаче стала очевидной путаница в головах: и противники самодеятельности, и ее робкие сторонники исходили, по сути, из одинаково приблизительного, а то и откровенно карикатурного представления об этом предмете. А помнится (и дело не в "ностальгии"), самодеятельное творчество активно питало ТВ: съемки в "Клубе путешественников" в первые сезоны были сделаны почти сплошь кинолюбителями, в "КВНе" сочиняли тексты и разыгрывали их на подмостках сами участники студенческой самодеятельности, "Утренняя звезда" на первом канале венчала систему воспитания и отбора талантливых детей разного возраста по всей стране.
Позже "Утренняя звезда" захирела, перестала выходить в эфир. И вот только что состоялось второе рождение программы Юрия Николаева - на сей раз на канале ТВЦ. Зрители, помнящие ее прежний облик, конечно же, заметили перемены: более скромное оформление сцены, меньший хронометраж в эфире, но главное - пока гораздо более узкий выбор юных дарований.
В двух вышедших выпусках "Звезды" радовали яркостью и разнообразием талантов юные певцы и танцоры. Как и прежде, их искусство оценивало строгое профессиональное жюри. Высшие баллы, щедро раздаваемые им, не вызывали сомнений у зрителей. Но при этом, кажется, даже сами авторы не очень-то доверяли своему вкусу. И все время старались подстраховаться. В "подкрепление" артистам-детям они привлекали других "звезд" - не утренних, а, скорее, ночных: предельно оголенные красотки из популярного женского поп-ансамбля "радовали" заполненный до отказа детьми и их родителями зрительный зал.
Впрочем, неверие телевизионщиков в нашу способность радоваться юным талантам сквозит не только в "Утренней звезде". В вышедшем в минувшее воскресенье "Поколении ХХI века" (так назван итоговый концерт III Международного фестиваля творчества воспитанников детских домов) это качество проявляется в еще более откровенной форме. Там вслед за каждым выступлением самодеятельного дарования идет "страхующий" его "забойный" номер из мира попсы.
Причем я заметил: создатели передачи в процессе монтажа стали откровенно сокращать время пребывания на сцене лауреатов фестиваля за счет именитых гостей. Так и шло: подробно показанный, с увертюрой, проигрышами и финальными аккордами номер профессионала, а вслед за ним урезанное - один куплет вместо трех-четырех - выступление юного исполнителя...
Можно, конечно, применить здесь расхожую формулу: ТВ, дескать, лишь отражает те процессы, что происходят в жизни. Действительно, изменились социальные обстоятельства - и нет былой массовой самодеятельности. Отошли в прошлое, превратились в повод для иронии прежние заветы (хотя не все из них "революционные") - и с недоверием воспринимается прежде цитировавшаяся на всех перекрестках фраза тогдашнего классика: "Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться".
Крах одних идеалов не повлек за собой появления других. Их отсутствие заменили правила рыночного функционирования культуры. В этих условиях одаренные подростки - их сегодня, наверное, не меньше, чем в любое другое время, должны теперь мотаться по кастингам с призрачной надеждой найти себе место в каком-нибудь попсовом ансамбле.
И тут уж очень непросто убедить кого-либо, что талант и принадлежность к профессиональному племени - далеко не синонимы. Министр-профессионал Михаил Швыдкой, кстати сказать, ведя телепрограммы, занимается самой что ни на есть самодеятельностью. И делает это, замечу, вполне недурно.