Конституционный суд России признал не соответствующим Конституции положение Закона "Об основах
Конституционный суд России признал не соответствующим Конституции положение Закона "Об основах платного землепользования в городе Москве", ограничивающее размер предоставляемых в собственность земельных участков. Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба 87-летней жительницы московского района Косино.
Длинная улица из ветхих деревянных домишек на восточной окраине Москвы. Трудно поверить, но это тоже столица. Вот в одном из таких домов и прожила жизнь Тамара Васильевна Близинская. Он достался ей по наследству от прадеда. Когда-то вокруг дома рос сад, занимавший 44 сотки. Потом половину земли отнял колхоз. Сегодня город вытеснил и колхоз, и от сада мало что осталось.
С властями Близнинская никогда не ссорилась. А вот власти... В начале 90-х годов прошлого века они оттяпали у нее очередные десять соток. Предлогом послужил закон гордумы, согласно которому граждане могли владеть земельным участком, расположенным за пределами МКАД (но относящимся к Москве), размером не более чем 12 соток. Вот их-то комиссия правительства Москвы оформила Близинской в пожизненное владение. А за остальные 10 соток пенсионерке предложили ежеквартально выплачивать по десять тысяч рублей.
Ну как можно с этим смириться? Девять лет (!) искала Тамара Васильевна справедливость. Побывала в гордуме, дошла до Верховного суда России. Везде ей отвечали вежливым отказом: дескать, закон есть закон. Пока наконец не дошла до Конституционного суда России. Уже при первом рассмотрении иска выяснилось, что московский закон нарушает записанное в Конституции право человека на частную собственность. Член комиссии по нормативной базе земельных и имущественных отношений Петр Добров назвал это нарушение "откровенной глупостью московских чиновников, составлявших закон". Правда, неожиданно выяснилось, что был среди разработчиков и сам Добров... Именно он предлагал Тамаре Васильевне не судиться, а обойти придуманные ими нормы. Взять, например, и оформить на эти 22 сотки еще одно домовладение. То есть фактически поделить участок между двумя собственниками. Получится по 11 соток, почти по норме. На деле же Близинскую ждала бы еще большая волокита: новое домовладение предполагает оформление у дома еще одного адреса.
Впрочем, Добров сказал корреспонденту "Труда": "Мы и сами хотели внести поправки в этот закон, но решение суда нас опередило". Хорошо, что такое желание появилось, осталось его осуществить. Решение Конституционного суда состоялось, но у Близинских ничего не изменилось. "Лишние" десять соток у них по-прежнему считаются незаконными.