В конце лета на Тутаевский нефтеперерабатывающий завод имени Д.И. Менделеева пожаловали некие молодые люди. Они заявили, что представляют московское государственное унитарное предприятие "Промотходы", которое занимается утилизацией вредного сырья. По словам визитеров, лицензия у организации была в полном порядке, а звонок в Москву подтвердил, что фирма такая действительно существует. Поэтому НПЗ заключил с "москвичами" контракт и отгрузил им 270 тонн токсичных масел, содержащих нитробензол. За утилизацию тутаевцы выложили 2 миллиона 300 тысяч рублей, причем почти половину - наличными деньгами.
Цистерны благополучно убыли вместе с молодыми людьми. Пару месяцев стояла тишина, а затем прокатился слух, будто "утилизованной" жидкостью торгуют в родном регионе. И тогда началась проверка, открывшая факты, от которых у экологов волосы на голове встали дыбом. Оказывается, мошенникам показалось мало денег, полученных за мнимую "утилизацию", да и цистерны с гадостью девать было некуда. Поэтому они уступили отходы посреднической фирме "Ева" - а та, слегка разбавив вязкую жидкость соляркой, стала продавать ее под видом топлива.
Как выяснилось, 90 тонн токсичных веществ поступило в воинскую часть железнодорожных войск, которая базировалась под Ярославлем. 77 тонн ушло в фирму "Ярлес" для отапливания сушильного комплекса. 50 тонн приобрел завод газоочистительной аппаратуры "Финго" под Ростовом Великим. Кроме того, цистерны прибыли на Ярославский керамзитный завод, в сельхозпредприятие "Михайловское" и в санаторий "Красный Холм", где, по словам главврача Алексея Бурцева, 7 000 литров жидкости были использованы для отопления жилого комплекса.
Вещество это, кстати, просто узнать по характерному для него "миндальному" запаху. Однако зимой ароматы распространяются в радиусе всего 50-100 метров. Поэтому неладное почувствовали всего в двух организациях, купивших опасное "топливо". Государственный племзавод "Чебаково" приобрел было 8 тонн жидкости для обогрева свинарника. Удовольствие обошлось в 40 тысяч рублей - но от цистерны исходил странный запах, и директор предприятия Любовь Каторина распорядилась на всякий случай держать ее подальше от производственных зданий. При перекачке вязкого вещества в резервуары котельной завода "Финго" кое-что пролилось на пол - и рабочие почти тут же почувствовали недомогание. После этого директор предприятия категорически запретил использовать состав где бы то ни было вообще... Посредники не успели реализовать всего несколько тонн, которые оперативникам удалось обнаружить в тайнике - двух ямах, закрытых сверху досками и засыпанных снегом.
Директор областного департамента здравоохранения Владимир Осинцев издал приказ, по которому работникам всех котельных, где использовался этот продукт, предстоит пройти тщательное медицинское обследование. Но хорошо уже, по мнению специалистов, что никто не умер и не лежит в реанимации.