ИСПЫТАНИЕ СВОБОДОЙ

Соседи заволновались: дверь в квартиру одинокого человека приоткрыта уже второй день. Вызвали милицию. И опасения подтвердились: мужчину обнаружили с признаками насильственной смерти. Из квартиры пропал телевизор, другие ценные вещи. Искать злоумышленника долго не пришлось. По оставленным "пальчикам" в картотеке сразу нашли давнего "знакомого" угрозыска, несколько раз судимого за кражи и грабеж. Всего 8 дней назад он освободился по амнистии.

Многие бывшие зэки не могут адаптироваться в непонятной и сложной для них экономической среде, найти работу, жилье. Помыкавшись недолго на свободе, идут снова на преступление, порой потому, что в зоне им проще и легче. Худо-бедно одеты, обуты. Нары есть, подлечат, кормежка не ахти какая, но с голоду умереть не дадут.
Из исправительных учреждений Карелии освобождено только по амнистии около тысячи человек. 368 из них останутся в республике. Как их встретят, какую помощь предложат? От этого зависит дальнейшая судьба каждого конкретного человека.
- Мы стараемся подойти персонально к освобождаемым, - говорит начальник отдела по воспитательной работе с осужденными УИН министерства юстиции по Карелии Александр Дорофеев. - 33 злостным нарушителям режима отказано в амнистии. Что касается помощи освободившимся, то правительство Карелии выделило для этого всего 200 тысяч рублей. Правда, помимо этого, в каждом регионе есть своя программа оказания помощи. Когда бывшие осужденные возвращаются в свой город или район, то получают материальную поддержку, одежду. Мы сразу информируем мэрии городов, службы занятости, отделы милиции. Все знают, кто возвращается, их ждут и поддержат.
... Когда Сергея Суровцева посадили впервые, у него были и жена, и квартира, и дача. Когда он освобождался по амнистии, не было уже ничего. Куда податься? В колонии купили билет до Петрозаводска, выдали сотню рублей, кое-какую одежонку справили.
Пожил он положенные бесплатные 10 суток в доме ночного пребывания, там же оформили временную прописку на полгода. Сегодня Сергей по-прежнему обитает в "ночлежке", платит три рубля за сутки. Работает грузчиком на рынке. Заработок - 15 рублей в день, но он рад и этому. Не пьет, не курит, дал себе крепкое слово - "завязать". Зарегистрировался в службе занятости. Возможно, в скором времени какая-то работа у него появится. В Петрозаводске за этот год уже трудоустроены более 80 освободившихся из мест лишения свободы.
В поселках и деревнях с рабочими местами - непросто. Поэтому в Прионежском районе решили организовать из бывших осужденных лесозаготовительные бригады. Скептики говорят, что ничего из этой затеи не получится, к тому же собрать в одной бригаде людей с криминальным прошлым - это небезопасно. Сторонники этой идеи свою уверенность в успехе аргументируют тем, что в зонах осужденные работают, дескать, вместе и ничего страшного не происходит. Надо попробовать и дать шанс оступившимся людям поверить в собственные силы, стать на ноги.
В Сегеже, например, лицей N 6 уже несколько лет предоставляет бывшим осужденным возможность получить среднее образование и приобрести профессию. В Олонце, Сортавале хорошо идут дела. Мэрии этих городов запрашивают списки "своих" освобождаемых, разрабатывают для них специальные программы.
- Насколько знаю, бывшие осужденные не всегда возвращаются домой...
- Действительно, не все жаждут сразу прописаться, а кое-кто даже не определил, в какой регион собирается ехать, - продолжает Александр Дорофеев. - Недавно в мэрию Петрозаводска пришел за помощью освобожденный, который должен был отправиться в Медвежьегорск. Объясняет, почему пришел: мол, работы там нет, жить негде, вот и махнул в столицу Карелии. В Петрозаводске хоть дом ночного пребывания есть, где он может пожить какое-то время, получить бесплатные талоны на питание. Мы предлагали организовать подобные заведения в Сегеже, Кондопоге, Медвежьегорске. Но нам ответили, что затраты будут слишком большими: не наберется в этих маленьких городах достаточного количества обитателей для "ночлежки".
В Карелии проводится эксперимент: обучаются специалисты - социальные работники, которые и будут заниматься подготовкой осужденных к освобождению. И не только. В течение полугода после выхода на свободу они будут помогать бывшему зэку реабилитироваться, приспособиться к жизни. Заминка в одном - нужна соответствующая законодательная база. Но и здесь намечаются обнадеживающие подвижки...