В Эрмитаже открылась выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI-XXI веков»
В Государственном Эрмитаже открылась выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI-XXI веков». Впервые в одной экспозиции собраны предметы, созданные не только для того, чтобы украшать, но и вызывать изумление.
Кольца, медальоны, часы, чернильницы, трости, табакерки, шкатулки с тайниками европейской и русской работы — всего около 120 экспонатов — не сразу открывают свои секреты. Так, под потайными крышками табакерок можно обнаружить свидетельства минувших куртуазных веков. Открыть такую вещь мог только тот, кто знал о секретном механизме. Вот на золотой, украшенной алмазами крышке любимой табакерки Екатерины II работы Иоганна Готлиба Шарффа помещен медальон в виде камеи с портретом Алексея Орлова, а под ним — тайный портрет другого царского фаворита.
— Здесь представлены две табакерки, принадлежавшие Екатерине II, и обе связаны с ее фаворитами. Овальная — с С.Г. Зоричем, а вторая, предположительно, с И.Н. Римским-Корсаковым, который тоже был в числе фаворитов, — рассказывает куратор выставки Екатерина АБРАМОВА. — Не все секреты изделий удается разгадать, но тайны всегда манят...
Серебряные часы с секретом, созданные мастером-самоучкой из Нижнего Новгорода Иваном Кулибиным для той же императрицы. В них установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном театре. По форме часы напоминают гусиное яйцо и состоят из 427 мельчайших деталей. И все это, представьте, до сих пор работает!
Трости, моднейший аксессуар XVIII столетия, тоже с двойным дном. Исключительна по качеству изготовления и выдумке мастера трость из черепахового панциря с рукоятью в виде головы орла и шарообразным наконечником, в котором находятся часы. В верхней части их скрыт музыкальный механизм. Считается, что сей предмет принадлежал Екатерине Великой. А эта трость-шпага Павла I украшена огромным бриллиантом в наконечнике.
В часах Ротшильда, выполненных в виде пасхального яйца, сюрпризом выступает украшенный алмазами золотой петушок, появляющийся каждый час. Но меня особенно пленило пасхальное яйцо, выполненное внуком Карла Фаберже Тео, — оно украшено миниатюрными атлантами. Точно такими, как у Нового Эрмитажа.
Хорошо, что выставка «Вещь с секретом» в Синей спальне Зимнего дворца продлится до 11 сентября 2023-го, все желающие смогут, надеюсь, это увидеть и сами оценить. После выставки остается долгое послевкусие, которое не перебивает ни встреченный на Дворцовой площади военный патруль, ни защитного цвета военные машины, которые раньше здесь как будто не парковались. Или я их не замечала?
Эрмитаж приветлив. Здесь заждались посетителей, включая девушек с розовыми волосами, вышагивающих по старинным паркетам в громоздких ботинках с таким грохотом, с каким здесь, наверное, лейб-гвардейцы и матросы в бушлатах не передвигались. Но зато без иностранцев (я заметила только группу военных из Саудовской Аравии) в Эрмитаже свободно, даже пустовато. Такое бывает редко, и этим грех не воспользоваться.
Можно подойти к самым популярным экспонатам, где в прежние времена было не протолкнуться. Можно даже сфотографироваться в старинных зеркалах Лоджий Рафаэля, где в доковидное время отражалась лишь густая толпа. А теперь можно «зависнуть» у любимого произведения, и никто тебя не расплющит. Пока я так зависала, вдруг сработала сигнализация, и я не сразу поняла, что виной тому мое приближение к табличке под картиной. «Не бойтесь, — заулыбались смотрители, — никто вас за это не расстреляет». Обещание, по нынешним временам, дорогого стоит. Даже настроение поднялось!
Смотрители Эрмитажа давно меня восхищают, это какая-то таинственная каста — они всегда доброжелательны, а по уровню кругозора, кажется, не уступают искусствоведам. На вопросы посетителей отвечают с исчерпывающей обстоятельностью и подчеркнутым вниманием. Тоже ведь «вещь с секретом».