Евгений Марчелли поставил свой первый спектакль в ранге худрука знаменитой московской труппы
В Театре им. Моссовета худрук Евгений Марчелли спустя почти год после своего назначения на эту должность поставил первый спектакль на главной сцене – «Жестокие игры» Алексея Арбузова. Пьеса написана в конце 1970-х годов, но в спектакле действие явно перенесено постсоветские времена. Провокационные снимки некоторых сцен вызвали в соцсетях смятение: ничего подобного в Театре им. Моссовета не было уже очень давно.
Кай, в чьей квартире разворачивается действие – художник. Занимается он, согласно Марчелли, актуальным искусством – разбрызгивает краски и на большой фотохолст, и на свою модель. В одой из сцен даже обводит краской на одежде девушки ее грудь. В другой приятель художника ест шоколад прямо с обертки, лежащей между девичьих ног. Ну а в первом действии артисты театра, в том числе отнюдь не юного возраста, одетые в разноцветные дождевики, поют песню «All I need is your love tonight» австралийского дуэта Shouse. Как видим, с провокацией все в порядке.
Между тем основные идеи драматурга, ставившего во главу угла душевные переживания героев, не искажены. Речь здесь – о конфликте поколений, поисках любви, необходимости быть внимательными к близким.
Кай, два его друга и присоединившаяся к их компании Неля, в сущности, неплохие молодые люди. Вот только их отношения с родителями оставляют желать лучшего. У Терентия из-за пьянства и побоев отца умерла мать. Он ушел из дома, живет в общежитии и увлекается художественной самодеятельностью, потому что там «говоришь, а тебя не перебивают». Неля из-за чрезмерной строгости родных сбежала из дома. Теперь она среди сверстников как бесхозная собачка, бегущая за всяким, кто позовет. Родители Кая в разводе, у обоих новые семьи, и сын их не слишком интересует. У отличника и спортсмена Никиты вроде бы образцовые мама и папа, но из-за работы они почти не бывают дома, и юноше досадно, что его успехам некому порадоваться.
Нелюбовь нарастает как снежный ком. Никита спит с Нелей, но не воспринимает ее чувство к нему всерьез. Тогда она уезжает медсестрой на Север к брату Кая Мишке Земцову, который работает врачом. В этой семье – свои проблемы: жена Земцова Маша – роковая женщина, вступившая уже в четвертый по счету брак. Сама она любить не умеет – выросла в детдоме. Меняется Земцова только со смертью мужа: узнав, что у жены начался новый роман, Мишка перестал дорожить жизнью и утонул в таежном болоте по дороге к пациенту. «Как невнимательно живем мы… сколько бед сеем без оглядки» – произносит запоздало прозревшая Маша. И это ключевые для спектакля слова.
Самые удачные актерские работы здесь – пожалуй, Земцова в исполнении Ирины Климовой и циничный любовник Маши Ловейко, которого играет Андрей Межулис. Ну и, конечно же, Неля, хотя молодая актриса Екатерина Девкина (работавшая с Марчелли еще в Ярославле, а с 2020 года зачисленная в штат Театра им. Моссовета) иногда немного переигрывает. Очень хороши Антон Аносов (Миша) и Кай (Митя Федоров). А вот глядя на Никиту – Нила Кропалова, все время думаешь о том, что таким мог быть Александр Абдулов, когда-то игравший эту роль в «Ленкоме». Иван Расторгуев в роли Терентия слишком добродушен, как-то не верится ни в сложное детство его героя, ни в то, что у него конфликт с отцом. Небольшую роль мамы Нели исполняет прекрасная актриса Лариса Кузнецова, но ее стиль игры слишком выбивается из общего тона постановки.
Спектакль благодаря художнику Анастасии Бугаевой получился красивым. А вот неопределенность времени действия напрягает. По некоторым признакам все это происходит в начале 2000-х – непонятно, почему. Кажется, если бы добавить в постановку больше черт современности, она бы только выиграла.
Впрочем, главное не в этих деталях, а в том, что спектакль внушает надежду. Токсичные родители героев – отцы Нели и Терентия, раскаиваются и просят у детей прощения. Девушке об этом сообщает мать, а Терентий в финале рука об руку с папой возвращается домой. Никита наконец отвечает Неле взаимностью. Истории со счастливым концом были популярны в советские годы, когда жил Алексей Арбузов, но кажется, что и в наше непростое время они как нельзя более кстати.