Автоковрики по цене персидских

Федеральная антимонопольная служба объявила о проверке российских автосалонов на наличие картельного сговора

И ведь давно пора, ибо сегодня невозможно купить машину по цене, рекомендованной заводом-изготовителем. Дилеры из кожи вон лезут, навязывая клиентам никому не нужные дополнительные опции, зачастую существующие лишь на бумаге.

Наш автомобильный рынок этой осенью потерял последние признаки цивилизованности. Заводские прайс-листы больше не имеют отношения к реальной стоимости автомобилей. Заказать что-то по рекомендованной производителем цене просто невозможно. Машины прямо с автовозов отправляются на перетяжку салонов даже в самых простых комплектациях. Дополнительное оборудование превратилось в налог: коврики в салон, сетки в багажник и так называемая нанозащита лакокрасочного покрытия стоят несуразно дорого, а отказаться от этих нечаянных радостей никак нельзя. Между тем цена этих «допов» доходит до 30-50% стоимости самого автомобиля.

Корреспондент «Труда» потратил немного времени на изучение автомобильных форумов и сделал десятки звонков, чтобы представить всю картину безудержной обдираловки. Начнем с популярного на российском рынке бюджетного внедорожника Renault Duster. Автомобиль серого цвета в средней комплектации (1,5 литра, дизель, механическая коробка) вместо рекомендованной заводом цены в 1 392 000 рублей в московском автосалоне мне согласились отдать за 1 720 000. Наценка сложилась из ковриков, тонировки пассажирских стекол, двух сеток в багажник и керамической защиты кузова. На вопрос про последнюю, в чем тут ноу-хау, менеджер признался, что информацией на сей счет он не владеет. И вообще не очень-то уверен, что машины действительно «чем-то таким обрабатывают».

В двух автосалонах Toyota менеджеры наотрез отказались обсуждать саму возможность продажи автомобиля по «официальной» цене. Сославшись на конъюнктуру рынка, мне сообщили, что минимальная наценка в виде допоборудования составит не меньше 15% от рекомендованной производителем цены. А в минувшую субботу, 13 ноября, в столичном дилерском центре проводил напряженные переговоры мой знакомый. Используя невероятное красноречие, он умудрился получить RAV4 с «минимальной» наценкой — 180 тысяч рублей вместо первоначальных 300 тысяч.

Вакханалии не избежал и бюджетный сегмент рынка. Автосалоны, торгующие народными моделями Kia и Hyundai, даже не пытаются делать вид, что удерживают цены в рамках разумного. За Rio Х 2021 года с двигателем 1,6 и коробкой-автоматом сейчас просят полтора миллиона. Да что там корейцы! Пируют во время чумы и продавцы продукции отечественных автозаводов. Так, стоимость Granta приблизилась к отметке в миллион рублей. А синюю Vesta SW Cross мне предложили забрать из салона почти за полтора миллиона.

И при таком разгуле опций и цен автомобилей не хватает! Дошло до того, что в нашу жизнь возвращаются подзабытые реалии советской эпохи, когда люди стояли в очередях за «Жигулями» и «Москвичами» (про «Волги» деликатно умолчим). Что тогда, что сейчас места в таких очередях занимают ушлые граждане, готовые за плату уступить свое место. Размер гонорара зависит от марки и модели авто: за ускоренный путь к BMW Х5 могут попросить и 200 тысяч, к Toyota Camry — 100, а за Skoda Octavia — «всего» 50 тысяч.

Кроме того, многие дилеры принципиально не обслуживают клиентов, готовых приобрести автомобили за счет собственных средств за наличный или безналичный расчет. Некоторые модели вообще можно купить, только сдав предыдущий автомобиль в трейд-ин (естественно, по невыгодной цене) и взяв кредит в банке, на который вам салон укажет.

В общем, бардак и выжимание денег с клиентов налицо. Все это давно требовало пристального внимания со стороны надзорных органов. И вот наконец ФАС зашевелилась. Дефицит дефицитом, но по закону «О защите прав потребителей» продавцы не имеют права так откровенно навязывать покупателям дополнительные услуги, а сейчас это явление имеет повальный характер.

Свою проверку автомобильного рынка начал и Роспотребнадзор. Может, совместными усилиями контролирующих органов удастся привести автосалоны в чувство? Хотя куда эффективнее можно было бы решить проблему путем увеличения объемов производства ставших дефицитными микрочипов и, как следствие, ростом числа собранных в России автомобилей. Но мы ведь не ищем легких путей...